Ссылки для упрощенного доступа

На российском валютном рынке затишье


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.

Александр Гостев: Обменный курс российского рубля к доллару или евро завершил минувшую неделю, несмотря на падение во вторник и среду, почти на уровне понедельника. Эксперты отмечают затишье на российском валютном рынке. А главные факторы, которые еще недавно определяли курс рубля, теперь сменились новыми. Подробнее об этом в очередном выпуске "Экономической панорамы", который подготовил сегодня Сергей Сенинский.

Сергей Сенинский: Золотовалютные резервы России с начала года сократились на 43 миллиарда долларов или на 10 процентов. Но почти все эти траты пришлись на три первых недели января - до того, как Центральный банк прекратил планомерную девальвацию рубля, начатую в ноябре прошлого года. Из Москвы - главный экономист "Альфа-Банка" Наталия Орлова:

Наталия Орлова: Сейчас, благодаря тому, что цены на нефть стабилизировались, что существенно сократился импорт, мы можем рассчитывать на временную стабилизацию уровня золотовалютных резервов и, как результат, на стабилизацию настроения рынка. Тем не менее, наверное, главным риском на этот год является риск бюджетного дефицита. Потому что совершенно очевидно, что финансирование бюджетного дефицита и стабилизационного фонда - это будет, по сути, механизм монетизации, которая хотя бы частично приведет к росту спроса на валюту. Потому что совершенно не факт, что все рубли, которые из бюджета будут поступать в реальный сектор, они в нем будут востребованы.

Сергей Сенинский: Главный экономист МДМ-Банка Николай Кащеев:

Николай Кащеев: Рынок скучный и вялый, обороты невысокие. Абсолютно спокойная ситуация в том смысле, что никто ничего не предпринимает, никаких поводов для атак в ту или иную сторону нет. В общем, скажем так, затишье.

Сергей Сенинский: Мировые цены на нефть, упав с прошлогоднего максимума в 3,5 раза, пока дальше не снижаются. И, видимо, этот фактор перестал быть определяющим для курса рубля?

Николай Кащеев: Теперь, когда нефть, вроде как, достигнув дна как минимум локального, а, скорее всего, долгосрочного дна на уровне около 35-36 долларов за баррель, теперь стабилизировалась в диапазоне 40-45, соответственно, внутренний спрос в РФ упал в такой значительной степени, что сохранилось небольшое положительное сальдо торгового баланса. Но как бы таких уже фундаментальных поводов для атаки на рубль пока нет. Возможно, они появятся со временем на фоне больших бюджетных расходов, высокой инфляции, чего-то подобного.

Сергей Сенинский: Наталия Орлова, "Альфа-Банк":

Наталия Орлова: Сейчас валютный курс, по сути, определяется состоянием на внешних рынках, то есть, в общем-то, мы говорим о состоянии пары доллар-евро, если мы отдельно рассуждаем про динамику рубля к доллару или динамику рубля к евро. Что касается динамики рубля и бивалютной корзине, все зависит оттого, готовы ли участники рынка будут сокращать свои валютные позиции. Пока, в общем, нет активных признаков того, что продавцов много. Я бы пока текущую ситуацию характеризовала как отсутствие покупателей.

Сергей Сенинский: Еще одним фактором, позволяющим Центральному банку России без труда удерживать курс рубля в установленном еще полтора месяца назад "валютном коридоре", стало резкое сокращение объемов импорта в Россию. Внутренний спрос на него упал - будь то импорт промышленный или потребительский. Получается, что значимость сокращения импорта перевесила фактор цен на нефть?

Наталия Орлова: До конца 2008 года динамика цен на нефть, то есть состояние торгового баланса, это был основной фактор. С начала года, когда стало очевидно, что темпы сокращения импорта составляют 30-40 процентов, то есть они существенно выше ожиданий, я думаю, что в значительной степени фактор цен на нефть утратил свое значение. Я не думаю, что в ближайшие месяцы будет очень большая нервозность даже в случае, если цены на нефть начнут снижаться.

Сергей Сенинский: Центральный банк России, со своей стороны, резко ограничил в конце января приток ликвидности в банковскую систему, сократив объемы кредитования банков.

Наталия Орлова: Я считаю, что это самый значимый фактор, потому что, на самом деле, уже в декабре была возможность зажать предложение рублевой ликвидности и, таким образом, стабилизировать курс рубля к доллару на уровне 30 рублей за доллар, не уходить на уровень 35 рублей за доллар. Я думаю, что если бы такой сценарий реализовался, то, возможно, это позволило бы нам увидеть все-таки менее существенные цифры по инфляции. С начала года темп инфляция составляет уже больше чем 4 процента. Это, конечно, крайне негативная новость. Она, на мой взгляд, является прямым результатом быстрой девальвации рубля. Поэтому, безусловно, контроль за предложением ликвидности от Центрального банка - это главный инструмент регулирования ситуации на валютном рынке.

Сергей Сенинский: Факторы, определявшие в последние недели динамику валютного курса рубля, фундаментальные, как цены на нефть, и административные, как действия Банка России. Как соотнести их значимость? Ведь ограничение притока новой ликвидности, стабилизируя курс рубля, ведет, тем не менее, к еще большему "сжатию" внутреннего кредитования экономики. Николай Кащеев, МДМ-Банк:

Николай Кащеев: Скорее всего, 50 на 50, нет, пожалуй, даже 60 на 40, потому что 60 процентов - это действия ЦБ и Минфина и 40 процентов - это фундаментальные факторы, которые, более или менее, стабилизировались на не самом приятном уровне, конечно. Но, как говорится, в этой ситуации - и на том спасибо. Понятно, что это спорные меры. Ну, видимо, тут исходят монетарные власти из их понимания ситуации, что является главной проблемой для них - девальвации или попытка поддержать национальную экономику в целом. Думаю, что в той ситуации, в которой находится Россия сейчас, глядя на то, что происходит за рубежом, проблема девальвации, действительно, в какой-то момент стала самой тяжелой и потребовала от ЦБ принять такие достаточно сложные меры.

Сергей Сенинский: За первую неделю марта курс российского рубля и к доллару, и к евро снизился всего на один цент - американский и европейский.
XS
SM
MD
LG