Сегодня – 50 лет антикитайского восстания в столице Тибета – Лхасе. События 1959 года завершились отъездом духовного лидера тибетцев, Далай-Ламы XIV из страны и установлением жесткого прямого правления Пекина в Тибете.
Сторонники Далай-Ламы называют действия маоистов в этом автономном районе КНР "геноцидом", а официальный Пекин утверждает, что правительство Тибета в изгнании ведет сепаратистскую деятельность. Сегодня демонстрации в поддержку Тибета прошли во многих городах мира, а в самом регионе приняты дополнительные меры для предотвращения выступлений тибетцев.
В связи с пятидесятилетием восстания в Лхасе, Далай-Лама выступил с резким заявлением. По его словам, китайская политика в регионе ведет к уничтожению традиционной культуры местных жителей, Пекин пытается сломить дух сопротивления тибетцев: "Я думаю, что коммунисты используют разные методы - промывание мозгов, искажение информации, покровительство, но также и жестокость, заключение, пытки. Но дух тибетцев никогда не удастся сломить". Наблюдатели отмечают, что Далай-лама на этот раз отказался от своего обычного мирного тона, в частности, он заявил, что жизнь тибетцев за пределами родины представляет собой "ад на земле".
Впрочем, духовный лидер призвал своих соотечественников не отчаиваться: "Мы должны смотреть в будущее и работать для нашей общей пользы. Мы стремимся к законной и настоящей автономии, такой, которая позволит тибетцам жить в границах Китайской Народной Республики". В ответ представитель китайского министерства назвал слова Далай-Ламы "ложью": "Клика Далай-Ламы перемешивает правду и неправду. Она распространяет слухи. Демократические реформы, осуществленные китайским правительством, самые масштабные и значительные в тибетской истории". Накануне председатель КНР Ху Цзиньтао призвал воздвигнуть "великую стену" против тибетского сепаратизма.
Тибетская проблема – одна из самых известных в современном мире. Это связано и с ее остротой, и с той невероятно успешной общественной кампанией в поддержку тибетцев, которую проводит Далай-Лама. У него – влиятельные друзья по всему миру: политики, актеры, писатели, общественные деятели. Именно широкая поддержка в западных странах позволила тибетцам в очередной раз напомнить о себе накануне Олимпиады, которая проводилась в прошлом году в Пекине.
Тибетский вопрос имеет глубокие исторические корни, однако кульминация этой драмы наступила пятьдесят лет назад. Китайская армия вторглась в Тибет сразу после создания КНР, однако в течение девяти последующих лет – под политическим и военным контролем китайцев – духовным лидером тибетцев оставался Далай-Лама XIV. Во второй половине пятидесятых власть коммунистического китайского руководства в Тибете усилилась, а выступления тибетцев подавлялись с невероятной жестокостью. 10 марта 1959 года несколько сот тысяч тибетцев окружили дворец своего лидера в Лхасе, опасаясь за его жизнь и свободу. Сопротивление в Тибете, тлевшее несколько лет, превратилось в широкомасштабное восстание, которое, в конце концов, потерпело неудачу. 17 марта Далай-Лама был вынужден бежать из столицы и укрыться на территории Индии, в Дхарамсале. Там до сих пор находится его резиденция и правительство Тибета в изгнании. Между китайским руководством и тибетцами существует даже терминологический спор – чем был отъезд Далай-Ламы XIV, "бегством" или "изгнанием"?
Действия китайских властей в Тибете многие историки и правозащитники называют "геноцидом". Само руководство КНР, как мы видим, считает свою деятельность в регионе "демократическими реформами". С китайской точки зрения Тибет в середине пятидесятых годов прошлого века представлял собой закрытое, отсталое теократическое государство с господствующей феодальной системой. В стране в качестве наказания за нарушения закона практиковалось вырывание глаз, отсечение конечностей и прочие жестокости. В Тибете не было медицины, светского образования, нормальной системы ирригации, промышленности. Кстати, последнее вовсе не отрицают ни сами тибетцы, ни их сторонники. С западной, мультикультуралистской точки зрения, тибетская культура и быт – уникальны, это особый мир, который был безжалостно уничтожен маоистами. Этому довольно распространенному взгляду способствует и большая популярность тибетского буддизма на Западе.
Китай, естественно резко отрицательно относится к деятельности Далай-Ламы и правительства Тибета в изгнании и не идет на прямые контакты с его представителями. В преддверие пятидесятилетия антикитайского восстания в Тибете размещены дополнительно тысячи китайских солдат и полицейских, поездки в эту провинцию чрезвычайно затруднены для иностранных журналистов. В соседнем Непале арестованы сто тибетских активистов, которые намеревались устроить акцию протеста у посольства КНР. Демонстрации и митинги в защиту Тибета и его культуры прошли во многих городах мира.
Об истории тибетской проблемы в эфире Радио Свобода рассказала редактор сайта центра тибетской культуры и информации Юлия Жиронкина:
- В 1954-1955 годах Далай-лама провел встречи с большинством представителей китайской Компартии. Тогда он получил заверения в том, что даже в случае создания тибетского автономного района, о котором шла речь на тот момент, тибетская культура, тибетская самобытность, религия будут в полной мере сохранены. Однако, к сожалению, все эти заверения впоследствии оказались пустыми. Это привело к насильственному приведению в жизнь так называемых "демократических реформ", которые, опять же, начались с провинций Кхам и Амдо, распространились на Центральный Тибет и привели к немыслимому хаосу и разрушениям на территории всего Тибета.
- И тибетское правительство носит название тибетское правительство в изгнании. Однако, безусловно, это добровольный уход в изгнание его святейшества Далай-ламы. Он уходил вместе с министрами, это была небольшая партия, с большим трудом они преодолели гималайские хребты и нашли прибежище в Индии, где, собственно, правительство в изгнании на сегодняшний момент и существует, действует и отстаивает позиции тибетского народа, будь то внутри Тибета или вне Тибета.
- Я думаю, если вы спросите любого тибетца, где бы он сегодня ни находился, живет он в Тибете или в изгнании, конечно, их чаяние, их желание состоит в том, чтобы Далай-лама вернулся, дал духовное руководство и благословение своему народу. Насколько это возможно на сегодняшний момент, судить пока трудно, потому что тибетской стороной Китаю предложен так называемый меморандум о достижении подлинной автономии, который должен быть рассмотрен. И по результатам этого рассмотрения может быть принято решение о том, будет ли Далай-лама возвращаться в Тибет или нет. Возвращаться в Тибет просто на условиях тотального контроля со стороны Коммунистической партии бессмысленно. Он тем самым не сможет реализовать нужды и чаяния тибетского народа.
Сторонники Далай-Ламы называют действия маоистов в этом автономном районе КНР "геноцидом", а официальный Пекин утверждает, что правительство Тибета в изгнании ведет сепаратистскую деятельность. Сегодня демонстрации в поддержку Тибета прошли во многих городах мира, а в самом регионе приняты дополнительные меры для предотвращения выступлений тибетцев.
В связи с пятидесятилетием восстания в Лхасе, Далай-Лама выступил с резким заявлением. По его словам, китайская политика в регионе ведет к уничтожению традиционной культуры местных жителей, Пекин пытается сломить дух сопротивления тибетцев: "Я думаю, что коммунисты используют разные методы - промывание мозгов, искажение информации, покровительство, но также и жестокость, заключение, пытки. Но дух тибетцев никогда не удастся сломить". Наблюдатели отмечают, что Далай-лама на этот раз отказался от своего обычного мирного тона, в частности, он заявил, что жизнь тибетцев за пределами родины представляет собой "ад на земле".
Впрочем, духовный лидер призвал своих соотечественников не отчаиваться: "Мы должны смотреть в будущее и работать для нашей общей пользы. Мы стремимся к законной и настоящей автономии, такой, которая позволит тибетцам жить в границах Китайской Народной Республики". В ответ представитель китайского министерства назвал слова Далай-Ламы "ложью": "Клика Далай-Ламы перемешивает правду и неправду. Она распространяет слухи. Демократические реформы, осуществленные китайским правительством, самые масштабные и значительные в тибетской истории". Накануне председатель КНР Ху Цзиньтао призвал воздвигнуть "великую стену" против тибетского сепаратизма.
Тибетская проблема – одна из самых известных в современном мире. Это связано и с ее остротой, и с той невероятно успешной общественной кампанией в поддержку тибетцев, которую проводит Далай-Лама. У него – влиятельные друзья по всему миру: политики, актеры, писатели, общественные деятели. Именно широкая поддержка в западных странах позволила тибетцам в очередной раз напомнить о себе накануне Олимпиады, которая проводилась в прошлом году в Пекине.
Тибетский вопрос имеет глубокие исторические корни, однако кульминация этой драмы наступила пятьдесят лет назад. Китайская армия вторглась в Тибет сразу после создания КНР, однако в течение девяти последующих лет – под политическим и военным контролем китайцев – духовным лидером тибетцев оставался Далай-Лама XIV. Во второй половине пятидесятых власть коммунистического китайского руководства в Тибете усилилась, а выступления тибетцев подавлялись с невероятной жестокостью. 10 марта 1959 года несколько сот тысяч тибетцев окружили дворец своего лидера в Лхасе, опасаясь за его жизнь и свободу. Сопротивление в Тибете, тлевшее несколько лет, превратилось в широкомасштабное восстание, которое, в конце концов, потерпело неудачу. 17 марта Далай-Лама был вынужден бежать из столицы и укрыться на территории Индии, в Дхарамсале. Там до сих пор находится его резиденция и правительство Тибета в изгнании. Между китайским руководством и тибетцами существует даже терминологический спор – чем был отъезд Далай-Ламы XIV, "бегством" или "изгнанием"?
Действия китайских властей в Тибете многие историки и правозащитники называют "геноцидом". Само руководство КНР, как мы видим, считает свою деятельность в регионе "демократическими реформами". С китайской точки зрения Тибет в середине пятидесятых годов прошлого века представлял собой закрытое, отсталое теократическое государство с господствующей феодальной системой. В стране в качестве наказания за нарушения закона практиковалось вырывание глаз, отсечение конечностей и прочие жестокости. В Тибете не было медицины, светского образования, нормальной системы ирригации, промышленности. Кстати, последнее вовсе не отрицают ни сами тибетцы, ни их сторонники. С западной, мультикультуралистской точки зрения, тибетская культура и быт – уникальны, это особый мир, который был безжалостно уничтожен маоистами. Этому довольно распространенному взгляду способствует и большая популярность тибетского буддизма на Западе.
Китай, естественно резко отрицательно относится к деятельности Далай-Ламы и правительства Тибета в изгнании и не идет на прямые контакты с его представителями. В преддверие пятидесятилетия антикитайского восстания в Тибете размещены дополнительно тысячи китайских солдат и полицейских, поездки в эту провинцию чрезвычайно затруднены для иностранных журналистов. В соседнем Непале арестованы сто тибетских активистов, которые намеревались устроить акцию протеста у посольства КНР. Демонстрации и митинги в защиту Тибета и его культуры прошли во многих городах мира.
Об истории тибетской проблемы в эфире Радио Свобода рассказала редактор сайта центра тибетской культуры и информации Юлия Жиронкина:
- В 1954-1955 годах Далай-лама провел встречи с большинством представителей китайской Компартии. Тогда он получил заверения в том, что даже в случае создания тибетского автономного района, о котором шла речь на тот момент, тибетская культура, тибетская самобытность, религия будут в полной мере сохранены. Однако, к сожалению, все эти заверения впоследствии оказались пустыми. Это привело к насильственному приведению в жизнь так называемых "демократических реформ", которые, опять же, начались с провинций Кхам и Амдо, распространились на Центральный Тибет и привели к немыслимому хаосу и разрушениям на территории всего Тибета.
- И тибетское правительство носит название тибетское правительство в изгнании. Однако, безусловно, это добровольный уход в изгнание его святейшества Далай-ламы. Он уходил вместе с министрами, это была небольшая партия, с большим трудом они преодолели гималайские хребты и нашли прибежище в Индии, где, собственно, правительство в изгнании на сегодняшний момент и существует, действует и отстаивает позиции тибетского народа, будь то внутри Тибета или вне Тибета.
- Я думаю, если вы спросите любого тибетца, где бы он сегодня ни находился, живет он в Тибете или в изгнании, конечно, их чаяние, их желание состоит в том, чтобы Далай-лама вернулся, дал духовное руководство и благословение своему народу. Насколько это возможно на сегодняшний момент, судить пока трудно, потому что тибетской стороной Китаю предложен так называемый меморандум о достижении подлинной автономии, который должен быть рассмотрен. И по результатам этого рассмотрения может быть принято решение о том, будет ли Далай-лама возвращаться в Тибет или нет. Возвращаться в Тибет просто на условиях тотального контроля со стороны Коммунистической партии бессмысленно. Он тем самым не сможет реализовать нужды и чаяния тибетского народа.