Согласно статистике, в Дании насчитывается 1 миллион 297 тысяч одиноких людей, при общей численности населения в 5 с половиной миллионов. Причём количество одиноких неуклонно растёт - сегодня почти каждый четвертый житель Дании предпочитает жить в одиночестве.
О причинах этого датского – и характерного для все Скандинавии - феномена рассуждает пастор Датской Народной церкви Оле Нильсен.
- Одна из главных тем скандинавской литературы, кинематографа и музыки – тема человеческого одиночества. В чём причина такой её притягательности для скандинавов?
- Разъяснение этого кроется, на мой взгляд, в географии. Скандинавский климат довольно прохладный, и большую часть своей жизни мы проводим в закрытых помещениях - можно сказать, что каждый из нас создал себе свою маленькую норку. Такое положение вещей может привести в тупик одиночества, если человек недостаточно развивает свои отношения с окружающими.
Другая же причина, я думаю, кроется в воспитании. Нас с детства приучают быть самостоятельными и не делиться своими проблемами с окружающими: вывешивать своё бельё на людях - это табу. А когда человек прячет в себе свои проблемы, это прямой путь к одиночеству - ведь тогда он не осмеливается быть самим собой. Мы всеми силами стремимся жить без трещин на фасаде - но они всё равно проявляются с обратной стороны выстроенной нами защиты.
- Совместимы ли понятия "одиночество" и "успешность" в скандинавском менталитете?
- В датском языке есть такое выражение: "На вершине – холодно". Пусть ты достиг успеха в обществе, разбогател или стал знаменитостью, но вместе с этим ты изъял себя из круга себе подобных. И ты не можешь рассчитывать на сочувствие и поддержку окружающих. В дело вступают законы Янтеловен, неписаной скандинавской морали: нельзя ставить себя выше общества. Поэтому, когда мы слышим о проблемах известных людях, мучающихся одиночеством и депрессией, то чаще всего думаем так: "Ну что ж, они знали о том, что наверху - холодно, и должны были сами предвидеть последствия".
- Скандинавскому обществу всегда были присущи черты коллективизма и взаимовыручки. Однако, согласно исследованию аналитического института Capacent Epinion, свыше 50% датчан считают, что семья и государство не смогут обеспечить им в старости потребность в социальных связях. Чем объяснить такой парадокс?
- Да, цифры действительно шокирующие. И этому я вижу следующее объяснение: в построенном нами "обществе всеобщего благоденствия" мы всё чаще перекладываем семейные обязанности на государство. Датчанин рассуждает так: я не должен ухаживать за своей старой матерью, если она заболеет. Можно заглянуть к ней в свободное время, немного помочь по дому, но уход за стариками обязано обеспечивать государство, которому я плачу налоги. Таким образом, мы стараемся освободиться от семейных связей, поскольку они осложняют нашу собственную жизнь.
- Помогает ли справиться с одиночеством религия?
- Я думаю, она помогает решить эту проблему двумя способами. Если человек по-настоящему уверовал в Бога, он освобождается от своего одиночества, обретя собеседника внутри себя. Другой же, более распространённый вариант - когда человек, посещая церковь, общается с другими прихожанами. Это тоже решает проблему его одиночества.
- Почему же таком случае в Датскую церковь ходит всё меньше и меньше людей?
- Хороший вопрос - я сам себе его не раз задаю. Мне кажется, дело тут опять же в привычке датчан не проявлять перед другими свои мысли, чувства и религиозность. Скажем, у нас есть прихожане, регулярно посещающие воскресные службы. Но они никогда не приходят в будние дни – это означало бы, что они впускают Бога в свою жизнь больше, чем следует.
Датчане, называющие себя христианами, по сути своей индивидуалисты. И хотя они могут позавидовать слаженной жизни мусульманской общины или традиционной еврейской семьи, они ощущают в этом и оборотную сторону – несвободу. Если ты обязан ужинать по пятницам в семейном кругу, это в понимании скандинава - принуждение. Поэтому датчане весьма настороженно относятся к религиозному рвению и частым походам в церковь.
- Занимается ли государство проблемами одиноких людей?
- Мне кажется, эти проблемы вообще имеет смысл решать на уровне масштабных социальных проектов. Так, в настоящее время Датский Красный Крест проводит в стране кампанию по привлечению добровольцев в ряды так называемых besøgsvenner - "приходящих друзей". "Приходящий друг" - это волонтёр, готовый выделить пару часов своего времени в неделю для посещения одинокого человека. Во время такого визита друзья могут сходить в кино, на прогулку, или просто выпить по чашечке кофе. Казалось бы, два часа в неделю - совсем немного. Но эти визиты имеют огромное значение для одиноких, ведь нередко это люди, по тем или иным причинам лишённые повседневных контактов с окружающими.
- Помогает ли интернет датчанам преодолеть одиночество? Ведь по уровню компьютеризации общества Дания входит в число ведущих стран мира.
- Полагаю, что да. И появление социальных сетей типа Facebook это наглядно демонстрирует. Ведь самое ужасное для одинокого человека то, что могут пройти дни или даже недели, пока кто-то вспомнит о твоём существовании. А сетевое общение фактически снимает эту проблему – всегда можно заявить о себе в том или ином виртуальном сообществе. Кроме того, меняется и понимание того, что называть общением. Если раньше оно подразумевало физическое присутствие собеседников, то сейчас это ограничение в принципе снято.
- Возможно ли справиться с проблемой одиночества в будущем?
- До тех пор, пока дела идут хорошо, проблема в принципе нерешаема: ведь мы сами выбрали этот индивидуалистический путь, если говорить о скандинавском понимании свободы и независимости. Откровенно говоря, я думаю, что здесь, в Дании людей может заставить задуматься друг о друге лишь серьёзный кризис - что-то подобное 11 сентября в США. Но мне бы не хотелось платить столь непомерную цену за это прозрение.
О причинах этого датского – и характерного для все Скандинавии - феномена рассуждает пастор Датской Народной церкви Оле Нильсен.
- Одна из главных тем скандинавской литературы, кинематографа и музыки – тема человеческого одиночества. В чём причина такой её притягательности для скандинавов?
- Разъяснение этого кроется, на мой взгляд, в географии. Скандинавский климат довольно прохладный, и большую часть своей жизни мы проводим в закрытых помещениях - можно сказать, что каждый из нас создал себе свою маленькую норку. Такое положение вещей может привести в тупик одиночества, если человек недостаточно развивает свои отношения с окружающими.
Другая же причина, я думаю, кроется в воспитании. Нас с детства приучают быть самостоятельными и не делиться своими проблемами с окружающими: вывешивать своё бельё на людях - это табу. А когда человек прячет в себе свои проблемы, это прямой путь к одиночеству - ведь тогда он не осмеливается быть самим собой. Мы всеми силами стремимся жить без трещин на фасаде - но они всё равно проявляются с обратной стороны выстроенной нами защиты.
Можно сказать, что каждый из нас создал себе свою маленькую норку.
- Совместимы ли понятия "одиночество" и "успешность" в скандинавском менталитете?
- В датском языке есть такое выражение: "На вершине – холодно". Пусть ты достиг успеха в обществе, разбогател или стал знаменитостью, но вместе с этим ты изъял себя из круга себе подобных. И ты не можешь рассчитывать на сочувствие и поддержку окружающих. В дело вступают законы Янтеловен, неписаной скандинавской морали: нельзя ставить себя выше общества. Поэтому, когда мы слышим о проблемах известных людях, мучающихся одиночеством и депрессией, то чаще всего думаем так: "Ну что ж, они знали о том, что наверху - холодно, и должны были сами предвидеть последствия".
- Скандинавскому обществу всегда были присущи черты коллективизма и взаимовыручки. Однако, согласно исследованию аналитического института Capacent Epinion, свыше 50% датчан считают, что семья и государство не смогут обеспечить им в старости потребность в социальных связях. Чем объяснить такой парадокс?
- Да, цифры действительно шокирующие. И этому я вижу следующее объяснение: в построенном нами "обществе всеобщего благоденствия" мы всё чаще перекладываем семейные обязанности на государство. Датчанин рассуждает так: я не должен ухаживать за своей старой матерью, если она заболеет. Можно заглянуть к ней в свободное время, немного помочь по дому, но уход за стариками обязано обеспечивать государство, которому я плачу налоги. Таким образом, мы стараемся освободиться от семейных связей, поскольку они осложняют нашу собственную жизнь.
- Помогает ли справиться с одиночеством религия?
- Я думаю, она помогает решить эту проблему двумя способами. Если человек по-настоящему уверовал в Бога, он освобождается от своего одиночества, обретя собеседника внутри себя. Другой же, более распространённый вариант - когда человек, посещая церковь, общается с другими прихожанами. Это тоже решает проблему его одиночества.
- Почему же таком случае в Датскую церковь ходит всё меньше и меньше людей?
- Хороший вопрос - я сам себе его не раз задаю. Мне кажется, дело тут опять же в привычке датчан не проявлять перед другими свои мысли, чувства и религиозность. Скажем, у нас есть прихожане, регулярно посещающие воскресные службы. Но они никогда не приходят в будние дни – это означало бы, что они впускают Бога в свою жизнь больше, чем следует.
Датчане, называющие себя христианами, по сути своей индивидуалисты. И хотя они могут позавидовать слаженной жизни мусульманской общины или традиционной еврейской семьи, они ощущают в этом и оборотную сторону – несвободу. Если ты обязан ужинать по пятницам в семейном кругу, это в понимании скандинава - принуждение. Поэтому датчане весьма настороженно относятся к религиозному рвению и частым походам в церковь.
- Занимается ли государство проблемами одиноких людей?
- Мне кажется, эти проблемы вообще имеет смысл решать на уровне масштабных социальных проектов. Так, в настоящее время Датский Красный Крест проводит в стране кампанию по привлечению добровольцев в ряды так называемых besøgsvenner - "приходящих друзей". "Приходящий друг" - это волонтёр, готовый выделить пару часов своего времени в неделю для посещения одинокого человека. Во время такого визита друзья могут сходить в кино, на прогулку, или просто выпить по чашечке кофе. Казалось бы, два часа в неделю - совсем немного. Но эти визиты имеют огромное значение для одиноких, ведь нередко это люди, по тем или иным причинам лишённые повседневных контактов с окружающими.
- Помогает ли интернет датчанам преодолеть одиночество? Ведь по уровню компьютеризации общества Дания входит в число ведущих стран мира.
- Полагаю, что да. И появление социальных сетей типа Facebook это наглядно демонстрирует. Ведь самое ужасное для одинокого человека то, что могут пройти дни или даже недели, пока кто-то вспомнит о твоём существовании. А сетевое общение фактически снимает эту проблему – всегда можно заявить о себе в том или ином виртуальном сообществе. Кроме того, меняется и понимание того, что называть общением. Если раньше оно подразумевало физическое присутствие собеседников, то сейчас это ограничение в принципе снято.
- Возможно ли справиться с проблемой одиночества в будущем?
- До тех пор, пока дела идут хорошо, проблема в принципе нерешаема: ведь мы сами выбрали этот индивидуалистический путь, если говорить о скандинавском понимании свободы и независимости. Откровенно говоря, я думаю, что здесь, в Дании людей может заставить задуматься друг о друге лишь серьёзный кризис - что-то подобное 11 сентября в США. Но мне бы не хотелось платить столь непомерную цену за это прозрение.