Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.
Михаил Саленков: Сегодня, в день рождения Святослава Рихтера, Московская консерватория посвящает концерт его памяти.
О музыкальном приношении великому музыканту – Тамара Ляленкова.
Тамара Ляленкова: «Приношение Cвятославу Рихтеру» - это ежегодный проект, который традиционно проходит в Большом зале консерватории. Так «Фонд Рихтера» чтит память великого пианиста и выполняет его завет привлекать внимание к самым интересным исполнителям. В прошлом году дирижировал Теодор Куртензис. Сегодня вечером прозвучат отрывки из оперных произведений в исполнении вокалистки Любови Петровой, а во втором отделении программы Наталья Гутман представит "Концерт для виолончели с оркестром" Дворжака. Я попросила Наталью Гутман рассказать о предстоящем концерте и о музыке для виолончели.
Наталья Гутман: Солистка первого отделения - это Любовь Петрова, бывшая выпускница Московской консерватории по классу Писаренко. И сейчас она поет в Метрополитен Опера и по всей Европе. Солисткой второго отделения буду я. Дирижер будет из Швейцарии и Португалии, такой Марк Тардю, он первый раз будет здесь выступать. Я очень этому рада, он очень хороший музыкант и очень приятный человек. Оркестр Плетнева.
Тамара Ляленкова: С большими артистами для солиста, для вас сложнее, интереснее?
Наталья Гутман: Интереснее. А легкого вообще ничего нет в этой профессии. Когда играешь с большим оркестром, это так же трудно, как играешь с малым или играешь соло, или играешь рояль. Но есть свой специфика, конечно: надо знать оркестр, надо быть вместе, надо контактировать в музыкальном смысле во время игры со всеми голосами, знать партитуру, надо слышать себя со стороны, какой масштаб звучания должен быть, нужно знать, что ты играешь, не только свою партию, а партию оркестра. Все-таки в каком-то смысле солист лидер, он ведет за собой оркестр.
Тамара Ляленкова: Из современных композиторов кто-то для виолончели соло любит сочинять и играете ли вы современную академическую музыку?
Наталья Гутман: То, что мне нравится, я играю, я учу. Не так много сейчас пишут хорошего. Но, слава богу, есть, что поиграть. ХХ век очень богат был сочинениями для виолончели, большей частью благодаря Растроповичу появилось столько замечательных сочинений, начиная с Прокофьева и Шостаковича и так далее, много композиторов писало для него. Сейчас это немножко угасло, ушли большие композиторы. Я люблю Прокофьева, Шостаковича, Шнитке современных. Лютославский, Хиндемит, Бриттен. Знаю, что у Губайдулина несколько концертов для виолончели, но я их не играла. Я думаю, что они замечательные. А совсем современные - я не встречала интересующих меня сочинений.
Тамара Ляленкова: Что касается классической музыки, очень много идет повторов, то есть публика идет на то, что уже знает.
Наталья Гутман: Каждый раз обдумываешь, что играть. Успевали выучить что-то новое или я повторяю. Повтор - это не всегда просто повтор, это заново услышанное сочинение, и бывает очень приятно вернуться к старому на каком-то другом этапе. Конечно, у виолончели не такой огромный репертуар, как у фортепиано, например, у пианистов. Всю жизнь завидую пианистам. Поэтому приходится более часто повторять то, что сыграно уже неоднократно, больше приходится это делать, чем пианистам, которые постоянно могут еще новые, новые и новые учить, все равно неисчерпаемый репертуар.
Тамара Ляленкова: А у вас какая-то особая виолончель?
Наталья Гутман: Особая тем, что она мне не принадлежит. Мне дали из западной коллекции поиграть на ней. Она итальянская. Мастер того же времени, что и Страдивари делал. Я, как милость, это имею. Рада, что мне предложили, уже это хорошо. Иметь дело с нашей коллекцией - это можно лучше повеситься.
Тамара Ляленкова: На ваш взгляд, российский слушатель и европейский - есть различия? И репертуар вы как-то подбираете?
Наталья Гутман: Нет, я не подбираю никак репертуар. Российский слушатель, естественно, для меня очень дорогой, я люблю. Подбирать... я не для публики подбираю, я подбираю то, что мне кажется интересным.
Тамара Ляленкова: Изменился, может быть, в Большом зале консерватории слушатель?
Наталья Гутман: Нет, на моих концертах я не замечаю. Каждый имеет свою публику в основном. На мои концерты вряд ли ходят те, кто говорит по телефону во время концерта.
Тамара Ляленкова: Услышать виолончель Натальи Гутман можно будет сегодня в Большом зале консерватории, на концерте, посвященном памяти Святослава Рихтера.
Михаил Саленков: Сегодня, в день рождения Святослава Рихтера, Московская консерватория посвящает концерт его памяти.
О музыкальном приношении великому музыканту – Тамара Ляленкова.
Тамара Ляленкова: «Приношение Cвятославу Рихтеру» - это ежегодный проект, который традиционно проходит в Большом зале консерватории. Так «Фонд Рихтера» чтит память великого пианиста и выполняет его завет привлекать внимание к самым интересным исполнителям. В прошлом году дирижировал Теодор Куртензис. Сегодня вечером прозвучат отрывки из оперных произведений в исполнении вокалистки Любови Петровой, а во втором отделении программы Наталья Гутман представит "Концерт для виолончели с оркестром" Дворжака. Я попросила Наталью Гутман рассказать о предстоящем концерте и о музыке для виолончели.
Наталья Гутман: Солистка первого отделения - это Любовь Петрова, бывшая выпускница Московской консерватории по классу Писаренко. И сейчас она поет в Метрополитен Опера и по всей Европе. Солисткой второго отделения буду я. Дирижер будет из Швейцарии и Португалии, такой Марк Тардю, он первый раз будет здесь выступать. Я очень этому рада, он очень хороший музыкант и очень приятный человек. Оркестр Плетнева.
Тамара Ляленкова: С большими артистами для солиста, для вас сложнее, интереснее?
Наталья Гутман: Интереснее. А легкого вообще ничего нет в этой профессии. Когда играешь с большим оркестром, это так же трудно, как играешь с малым или играешь соло, или играешь рояль. Но есть свой специфика, конечно: надо знать оркестр, надо быть вместе, надо контактировать в музыкальном смысле во время игры со всеми голосами, знать партитуру, надо слышать себя со стороны, какой масштаб звучания должен быть, нужно знать, что ты играешь, не только свою партию, а партию оркестра. Все-таки в каком-то смысле солист лидер, он ведет за собой оркестр.
Тамара Ляленкова: Из современных композиторов кто-то для виолончели соло любит сочинять и играете ли вы современную академическую музыку?
Наталья Гутман: То, что мне нравится, я играю, я учу. Не так много сейчас пишут хорошего. Но, слава богу, есть, что поиграть. ХХ век очень богат был сочинениями для виолончели, большей частью благодаря Растроповичу появилось столько замечательных сочинений, начиная с Прокофьева и Шостаковича и так далее, много композиторов писало для него. Сейчас это немножко угасло, ушли большие композиторы. Я люблю Прокофьева, Шостаковича, Шнитке современных. Лютославский, Хиндемит, Бриттен. Знаю, что у Губайдулина несколько концертов для виолончели, но я их не играла. Я думаю, что они замечательные. А совсем современные - я не встречала интересующих меня сочинений.
Тамара Ляленкова: Что касается классической музыки, очень много идет повторов, то есть публика идет на то, что уже знает.
Наталья Гутман: Каждый раз обдумываешь, что играть. Успевали выучить что-то новое или я повторяю. Повтор - это не всегда просто повтор, это заново услышанное сочинение, и бывает очень приятно вернуться к старому на каком-то другом этапе. Конечно, у виолончели не такой огромный репертуар, как у фортепиано, например, у пианистов. Всю жизнь завидую пианистам. Поэтому приходится более часто повторять то, что сыграно уже неоднократно, больше приходится это делать, чем пианистам, которые постоянно могут еще новые, новые и новые учить, все равно неисчерпаемый репертуар.
Тамара Ляленкова: А у вас какая-то особая виолончель?
Наталья Гутман: Особая тем, что она мне не принадлежит. Мне дали из западной коллекции поиграть на ней. Она итальянская. Мастер того же времени, что и Страдивари делал. Я, как милость, это имею. Рада, что мне предложили, уже это хорошо. Иметь дело с нашей коллекцией - это можно лучше повеситься.
Тамара Ляленкова: На ваш взгляд, российский слушатель и европейский - есть различия? И репертуар вы как-то подбираете?
Наталья Гутман: Нет, я не подбираю никак репертуар. Российский слушатель, естественно, для меня очень дорогой, я люблю. Подбирать... я не для публики подбираю, я подбираю то, что мне кажется интересным.
Тамара Ляленкова: Изменился, может быть, в Большом зале консерватории слушатель?
Наталья Гутман: Нет, на моих концертах я не замечаю. Каждый имеет свою публику в основном. На мои концерты вряд ли ходят те, кто говорит по телефону во время концерта.
Тамара Ляленкова: Услышать виолончель Натальи Гутман можно будет сегодня в Большом зале консерватории, на концерте, посвященном памяти Святослава Рихтера.