Ссылки для упрощенного доступа

Колония обиделась на пытки


Исправительное учреждение
Исправительное учреждение
В Волгограде 26 марта началось судебное заседание по иску начальника исправительной колонии ЛИУ-15 о защите деловой репутации против журналистки, утверждавшей в своих статьях, что сотрудники колонии издеваются над заключенным Зубайром Зубайраевым, чеченцем по национальности, осужденным в 2007 году на пять лет за нападение на сотрудника силовых структур и хранение оружия.

Администрация колонии обвинила журналистку Елену Маглеванную в клевете и подделке доказательств, а самого Зубайра – в членовредительстве, и потребовала опровержения сведений об истязаниях, а также компенсации морального вреда. Маглеванная, в свою очередь, намерена доказать, что заключенного действительно пытали.

Ранее, 11 февраля, сестра заключенного, Малика Зубайраева, и правозащитники – Имран Эжиев, Елена Санникова, Светлана Ганнушкина и Лев Пономарев провели пресс-конференцию, на которой заявили журналистам нескольких изданий, что Зубайр Зубайраев подвергается пыткам в ЛИУ-15. Перед этим именно Маглеванная помогла организовать визит в колонию Имрана Эжиева как представителя депутата Европарламента Барта Стаса.

В ходе личной встречи с Зубайраевым в колонии Эжиев сделал фотографии заключенного - со следами повреждений на лице, теле, проколами ног. "Это следы прибивания Зубайра гвоздями к полу. Администрация колонии уверяет, что он сам себе нанес такие повреждения", - рассказал Эжиев.

Зубайр Зубайраев во время военных действий в Чечне выехал в Австрию, где получил статус беженца, но вернулся в Россию в 2007 году. Вскоре после возвращения Зубайраев был задержан сотрудниками силовых структур. Некоторое время он числился без вести пропавшим: родные ничего не знали о его судьбе. Затем он позвонил сестрам уже из заключения и рассказал, что над ним издеваются, - рассказала на пресс-конференции Малика Зубайраева.

За чеченца вступились международные правозащитные организации Amnesty International и Всемирная организация по борьбе с пытками. Amnesty потребовала осмотра Зубайраева независимыми врачами, проведения независимого расследования и прекращения пыток. Российские правозащитники также написали обращение Уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину.

В своей речи, приготовленной для выступления на суде, Маглеванная, в частности, отмечает: "Судьба Зубайра Зубайраева – ярчайший пример, получивший международную известность. Фотографии этого молодого парня со следами пыток обошли мир и все правозащитные организации <...> Я никого не оговариваю и прошу провести экспертизу полученных Зубайраевым травм. Если волгоградские колонии первыми прекратят издевательства, то все мы вместе только обрадуемся безупречной репутации области".

В колонии ЛИУ-15, куда сегодня позвонил корреспондент Радио Свобода, заявили, что истец – начальник колонии Андрей Мансветов находится на больничном. Заместитель начальника Владимир Дерипаско заявил: "Все статьи Маглеванной – это ложь и клевета на наше учреждение. Эта вся наша позиция". Более подробный комментарий Дерипаско дать отказался, сославшись на то, что у него совещание.

Правозащитник Светлана Ганнушкина сказала эфире Радио Свобода, что готова "присоединиться к ответчикам" по иску о клевете против Маглеванной.

"Колония эта известна жестокостью обращения с заключенными. Оттуда постоянно поступают к нам сигналы такого рода, это далеко не единственный случай. То, что писала Лена Маглеванная, основано на показаниях свидетелей, и не только сестер и других родственников Зубайраева, но и независимой комиссии правозащитников, которая посетила эту колонию. Я могу себе представить, теоретически, человека, который бьется головой об стену, но чтобы человек бился лицом об стену, это, знаете, даже представить себе невозможно. У него ссадины на лице, у него синяки на лице, у него были заплывшие глаза - это все нам рассказывали те, кто видел его лично", - рассказала Ганнушкина.

"Была инициатива со стороны Елены Санниковой присоединиться к ответчикам по этому иску, и я сама тоже готова к этому присоединиться. Этот иск – способ администрации колонии защищаться. Ну и пусть нас всех тогда судят, потому что мы все убеждены: то, что пишет Лена Маглеванная, действительно происходит с Зубайром Зубайраевым", - сказала Ганнушкина.

"Руководству УФСИН следовало бы тоже обратить на это внимание и провести серьезную проверку и смену персонала в колонии", - добавила правозащитник. Ганнушкина рассказала, что готовит к публикации в начале мая доклад о положении заключенных чеченцев и других выходцев с Кавказа в российских исправительных учреждениях. Случай Зубайраева в нем подробно описан. В докладе, помимо физических, упоминаются и случаи морального воздействия: в некоторых колониях чеченцев заставляют есть свинину, включают по громкой связи частушки, когда они пытаются совершить намаз, запрещают читать Коран.

Ганнушкина заявила, что не боится обвинений со стороны ФСИН в клевете, поскольку доклад основан на письмах самих заключенных и показаниях свидетелей. "Нам звонят люди, между прочим, русские, которые сидят вместе с этими чеченцами, и сообщают о том, что там людей пытают. Оснований им не верить нет", - сказала Ганнушкина. Жалобы уже трех заключенных чеченцев на пытки поступили в Страсбургский суд, отмечается в докладе.

Обвинение журналиста в клевете на исправительное учреждение можно назвать прецедентом, отметила Ганнушкина. Ранее обвинениям в клевете на ФСИН подвергся исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев. 23 апреля 2007 года суд удовлетворил иск директора ФСИН Юрия Калинина к Пономареву в защиту своей деловой репутации.

Калинин подал в суд иск в связи с интервью Пономарева ИА Regnum, озаглавленное "При Калинине в России появилось 40 пыточных зон". Суд обязал Льва Пономарева опровергнуть слова, что "Калинин является автором системы, которая все больше и больше утверждается в колониях; эта система садистская", а ИА "REGNUM" - данное опровержение распространить.
XS
SM
MD
LG