Решение руководства «Спартака» расстаться с тренером Александром Старковым назревало давно, часовой механизм был запущен сразу после того, как свое обличительное интервью дал бывший капитан команды Дмитрий Аленичев. По сути, именно с того момента стало ясно, что либо тренер найдет в себе силы и выведет коллектив из кризиса, либо – что более вероятно – покинет его. Последней каплей, переполнившей чашу, стала ничья «Спартака» с футбольным клубом «Москва» в матче, в котором, казалось бы, красно-белые имели все основания не просто победить, а победить уверенно и с крупным счетом. Вот как объяснял ту неудачу в минувший уикенд капитан нынешний Егор Титов.
– Не знаю, то ли мы перегрузились, то ли наоборот – не догрузились. Движений был минимум, а чтобы держать мяч, надо, естественно, двигаться как можно больше. У нас этого не было. Так безлико, безвольно играть… Была масса наших ошибок, не судья виноват, а мы виноваты сами – вести три ноль и столько пропустить – это, конечно, нонсенс, у меня такого раньше не было. Половина футболистов слишком рано подумали: «Все, мы выиграли 3:0 у «Москвы»». Но, смотрите, у «Москвы» играют Кириченко, форвард сборной России Семак, Милёшин – чемпион России, Чижик, который играл ведущие роли у себя в клубе. То есть команда вся играющая, не знаю, почему большинство наших футболистов так рано подумали, что уже всё. Я не знаю, в чем дело, будем решать этот вопрос, собираться, разговаривать.
– Старков сказал, что проблема команды – это психология. Как вы считаете? Поставлена игра, казалось бы, была в первом тайме, а дальше что?
– Дальше что? Пока у меня эмоции, не могу сейчас ничего сказать по существу. Надо сделать анализ. Но по горячим следам могу сказать, что команда просто остановилась, вот и всё. А почему это произошло, конечно, будем разбираться.
Разбирались ли игроки с тренерами в причинах неудач, сказать сложно. Скорее всего, нет. По имеющейся информации, после того матча Александра Старкова в Москве до вчерашнего дня не было. Вероятно, он уже не видел смысла с кем-либо обсуждать внутрикомандные проблемы, о чем, в принципе, дал понять еще в воскресенье. Вот что он говорил.
– Можно ли говорить, что проблема команды – это, прежде всего, проблема в области психологии, или с игрой что-то не в порядке?
– Я думаю, что с игрой, и это показал первый тайм, больших проблем нет. Мы на правильном пути. Психология, только психология – это давление и на меня, как на тренера. В конце концов, легче поменять тренера, чем всю команду. Поэтому, наверно, часто тренеры и меняются. Этим уходом и приходом меняется как раз психология. Я близок к определенному решению, не хочу его озвучивать, это будет в течение недели.
– Как команда реагирует на то давление, о котором вы сказали?
– Игра, игра показала.
– Вы считаете, что в течение сорока пяти минут все меняется?
– В течение 90 минут многое меняется.
К сожалению, из слов Александра Старкова сложно понять, винит ли он кого-то конкретно в тех бедах, что обрушились на его голову. Конечно, это вызывает некоторое недоумение, а у российской прессы – так и вовсе раздражение. Однако не надо забывать о разнице в менталитете, о том, что будучи русским по национальности, Старков всегда отличался по своей ментальности от большинства коллег по тренерскому цеху в России. И то что во всем мире называется корректностью и вежливостью, здесь порой ошибочно принимается за неуверенность и некомпетентность. Впрочем, сами футболисты, скорее всего, понимают, что проблемы «Спартака» - это не только проблемы Старкова. Вот, в частности, мнение вратаря Войцеха Ковалевски, высказанное им также после встречи Спартака и Москвы.
– Я не уклоняюсь от ответственности за эту игру. Не бывает так, что кто-то выглядит молодцом, а остальные – это грязь. Я тоже участвовал в этой игре, и ответственность за результат лежит и на мне. Мы все такие – не делаем правильных выводов. Виноваты все, нет крайнего в этой ситуации. Но, как принято, в футбольном клубе есть определенная иерархия – есть руководство, есть тренер, есть футболисты. У каждого – свои обязанности, и каждый на своем посту должен действовать уверенно и ответственно.
Трудно не согласиться Войцехом Ковалевски в том, что уверенность и ответственность – необходимые для футболистов и тренеров качества. Наверное, Старкову их в итоге не хватило – иначе он бы справился с теми проблемами, которые возникли в «Спартаке». Однако наивно было бы думать, что с уходом латвийца они всенепременно будут в кратчайшие сроки решены. Все-таки долгие годы «Спартак» являлся единственной в своем роде командой, привыкшей побеждать всегда. Однако при прежних хозяевах клуб деградировал, и именно Старков напомнил красно-белым, что они могут побеждать, при том что ни по игре, ни по составу «Спартак» в действительности не являлся по-настоящему сильной командой. Однако прессе и фанатичным поклонникам было мало прошлогоднего «серебра». Они ждали - и ждут – от народной команды большего. Однако мудрая народная сказка гласит: каши из топора, без добавления иных, более ценных ингредиентов, не сваришь.