Ссылки для упрощенного доступа

"Олимпиус Инферно": зачетное кино


Юрий Васильев
Юрий Васильев
"Олимпиус Инферно" - фильм о начале августовской войны в Южной Осетии, показанный вчера на Первом, - по праву мог бы претендовать на "Оскара". За самую оперативную игровую съемку для наиболее узкой целевой аудитории.


А я-то поначалу думал, что "Олимпиус Инферно" - это про шпионов. Ну сами посудите: приезжают двое – русская журналистка Женя и ее бывший одноклассник, а ныне американский гражданин-энтомолог Майкл – в Южную Осетию 7 августа прошлого года. Каждый по своим делам: она – снимать фоторепортаж, он – ловить насекомых, особенно редкую бабочку Olimpius Inferno ("В Африке мы работали по 20 часов в сутки", говорит Майкл).

И сразу же главная героиня уличает энтомолога в незнании матчасти: он не умеет пользоваться научными приборами для ловли насекомых. Он даже не срезал с них бирки. Чуть позже оказывается, что и в Африке – до Южной Осетии - он был не с научной целью отлова бабочек…

Казалось: вот еще чуть-чуть – и станет ясно, что американец вовсе не тот, за кого себя выдает. Но 7 августа в Южной Осетии оканчивается; начинается 08.08.08 и, соответственно, война. Шпионский сюжет бессильно повисает над горами Кавказа – как, собственно, и многие сюжетные линии "Олимпиус Инферно". Такую бабочку авторы пропустили, эх.

С другой стороны - зачем размениваться на такую мелочевку? Пусть американский соотечественник будет не подозреваемым, а наоборот – почти героем, оперирующим осетинского ребенка в подвале; нам не жалко. Главное, чтобы мир узнал правду, скрытую на жестком диске: камеры, расставленные Майклом на бабочек, поймали грузин, нападающих на Южную Осетию. И в конце концов – после череды военных приключений и смерти героини, русской журналистки Жени – мир узнаёт все, что ему положено по сценарию.

Данная пропагандистская задача на пленке обычно решается двумя способами. Способ первый: показать, какие плохие они, то есть грузины и их американские хозяева (не энтомологи). Способ второй – показать, какие хорошие мы; русские, осетины, абхазы, на чьей земле снимали кино про Цхинвали. Лучше, конечно, сочетать и то, и другое; но одно, как правило, будет превалировать. В "Олимпиус Инферно", однако – редкий случай идеального черно-белого баланса. Грузинская контрразведка убивает мирных жителей и русских журналистов, а российская армия великодушно дает пленному грузину (не контрразведчику) возможность послать эсэмэску домой. Даже свою мобилу для этого дает. То есть, мы хорошие примерно настолько, насколько они плохие. Не больше и не меньше.

Ничто, кажется, не мешает на таком фоне восторжествовать правде. Прошу прощения: Правде - О Том, Что Именно Грузия Напала На Южную Осетию, А Не Россия На Грузию. Однако есть нюанс: с августа до конца марта прошло некоторое время. И за это время кое-что изменилось.

Например, в то, что 8 августа прошлого года войну начала именно Россия, теперь не верят даже самые последовательные поклонники Михаила Саакашвили. Разве что самые-самые последовательные. Но их даже документами не переубедить, куда там высокохудожественному фильму. Значит, кино не для них.

И не для остальных – тех, кто и без кино уверен: "Мы в августе все сделали правильно". Что неправильного-то, в самом деле? Особенно в той патовой ситуации, в которую Россия успешно загоняла себя и Грузию многие годы - перед тем, как импульсивный грузинский президент повелся на силовой вариант. То ли искренне повелся, то ли еще как-нибудь.

Я, например, буду последним, кто удивится появлению художественного фильма с рабочим названием "Батоно золотой звезды" - о том, как и за что Михаил Саакашвили получил Героя России; по секретному указу, по итогам августовской кампании. Ведь подарков, равных тому, который Саакашвили в августе преподнес российской власти, сюда не поступало даже от признанных заграничных друзей РФ – Чавеса, Лукашенко, Ахмадинежада. В конце концов, даже у Джеймса Бонда есть орден Ленина – за гораздо менее реальные заслуги перед тогда еще советским правительством; чем Михаил Николаевич хуже?

Впрочем, это – сценарий для совсем другого кино. Не лучше, не хуже "Олимпиуса Инферно" – просто другого. Для народа, так сказать. Следовательно - для кинотеатров, для проката, для кассы и прочих прибылей.

Для всего того, на что "Олимпиус Инферно" не был рассчитан уже на стадии замысла. Потому что основных зрителей у этого фильма – кажется, это называется "целевая аудитория" - ровно два. По алфавиту: Дмитрий Анатольевич Медведев, Владимир Владимирович Путин.

Не то, чтобы они были в чем-то не уверены; нет. Просто они так воспитаны, эти два зрителя: пока с экрана им не скажут "ты прав", их сердца не успокоятся. Это же информационная война, они же в курсе. В новостях на Первом и прочих каналах им уже говорили "ты прав". И не раз. Очень уважаемые люди говорили – вплоть до тех же Д.А. Медведева и В.В. Путина. А вот в художественной форме эти слова с экрана до вчерашнего дня не были сказаны ни разу. И эту недоработку надо было срочно исправлять.

Это для них журналистка Женя и энтомолог Майкл носятся по пересеченной местности с зачетками. Не со своими - с их, главных зрителей, зачетками за август месяц. Под грузинскими пулями, которые разносят в осетинском доме всё, кроме работающего телевизора с президентом Медведевым внутри. Не теряя присутствия русского духа – а если кто потерял, то для него найдется фраза тонкого юмора. Не “мочить в сортире”, но тоже ничего: "Я думала, что ты второй Набоков, а ты форшмак с бабочками", говорит Женя Майклу. Могла бы, конечно, и по-нашему, по-рабочему – энной мордой обозвать; тем более, Майкла играет израильтянин. Ан нет, "форшмак"…

Дать денег на съемку. Снять кино – быстро, быстро. Выделить для кино эфир Первого – в воскресный прайм-тайм и без рекламы. Результат: зрители довольны. Оба. Ну и остальные не в обиде: народу, судя по откликам в блогах, кино в основном понравилось. "Зачетным" его называют. Некоторые даже рыдали; так и пишут.

И, если бы существовали Оскары за оперативность реагирования средствами игрового кинематографа, то "Олимпиус Инферно" получил бы статуэтку без конкуренции. Режиссер Игорь Волошин и его команда совершили небольшое профессиональное чудо. Столь же осмысленное, как взятие рейхстага обязательно к празднику, к Первомаю – но, слава богу, куда менее кровавое. Хваленым голливудским профессионалам - учиться, учиться и учиться.

Но у них даже номинации такой нет. Так что придется Игорю Волошину Госпремию давать, не иначе. Ну и что-нибудь для заглавной героини, бабочки со зловещим именем Olimpius Inferno. Пролетела пару раз по экрану - крылышками бяк-бяк, но очень убедительно. Переиграть животное невозможно, это вам любой режиссер скажет.
XS
SM
MD
LG