Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.
Андрей Шарый: Сегодня в Хамовническом суде Москвы начались слушания по существу по второму уголовному делу Михаила Ходорковского и бывшего руководителя компании "Менатеп" Платона Лебедева. Адвокаты бывшего президента ЮКОСа потребовали вызвать в суд для дачи свидетельских показаний против бывшего бизнесмена ряд высокопоставленных должностных лиц. В их числе, считают адвокаты Ходорковского, должны быть и премьер-министр России Владимир Путин, и двое бывших премьеров. Как считают адвокаты подсудимых, все эти лица неоднократно встречались с Ходорковским, обсуждая вопрос о стратегии развития нефтегазового комплекса. За развитием событий сегодня в Хамовническом суде следила специальный корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова, она только что вернулась в студию Радио Свобода и сейчас в прямом эфире программы "Время Свободы".
Марьяна, итак, что же принес этот день?
Марьяна Торочешникова: Вопреки ожиданиям журналистов, сегодня мы так и не услышали фабулы обвинительного заключения, потому что было очевидно, что государственные обвинители вряд ли будут оглашать все 14 томов, на которых располагается, собственно, текст этого обвинительного заключения против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, которых, если формулировать совсем коротко, обвиняют в хищении нефти, добытой ЮКОСом практически за весь период существования компании, легализации незаконно нажитых средств, которые были выручены за продажу этой украденной нефти, а также в хищении 38 процентов акций, и здесь непонятно из обвинительного заключения, то ли компании ВНК, то ли компании "Томскнефть". Государственное обвинение считает, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев незаконно завладели вот этими 38 процентами акций, которые принадлежали государству. Сумма убытков какая-то астрономическая – это больше 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов США.
Сегодня, как вы правильно уже заметили, обсуждалось множество вопросов, и, в частности, Михаил Ходорковский и его адвокаты указали на то, что нужно вызвать в суд свидетелей защиты, которые могут подтвердить абсолютную невиновность и Михаила Ходорковского, и Платона Лебедева, и легальность всего того, что делал ЮКОС на протяжении всего этого времени. В частности, назывались такие фамилии, как Путин, Сечин… И вот как обосновал свою позицию Михаил Ходорковский, в частности.
Михаил Ходорковский: Важно вызвать в суд уважаемого господина Путина Владимира Владимировича, потому что вышеуказанные вопросы – куда поставлялась нефть, на что расходовались денежные средства компании ЮКОС – я ему докладывал лично. Следствие на него, на мой взгляд, давление оказать не может. Во-вторых, Сечин Игорь Иванович в рамках подготовки к встрече с Владимиром Владимировичем Путиным все указанные вопросы докладывал лично, они проверялись, и думаю, что он имеет абсолютную полноту знаний. Особенно с учетом того, что он является председателем Совета директоров правопреемника большинства активов компании ЮКОС, в том числе или в основном приобретенных на денежные средства, которые обвинение в данном процессе считает полученными в результате хищения нефти и отмываемые.
Марьяна Торочешникова: В списке свидетелей защиты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева более 450 человек, и среди них действующие и бывшие высокопоставленные чиновники России, перечисление их фамилий может занять очень много времени. Вот для примера просто приведу такие фамилии, как Черномырдин, Примаков, Касьянов, Грызлов, Патрушев, Степашин, Устинов, Куликов, Рушайло, Греф и многие другие. Кроме того, по мнению Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и их адвокатов, необходимо вызвать в суд в качестве свидетелей и сотрудников правоохранительных органов, в том числе практически всю следственную бригаду, которая вела второе дело ЮКОСа, потому что, по мнению защиты, очевидно, что им известны факты и обстоятельства какие-то, потому что только они могут объяснить мотивы и причины заведомо незаконных действий и решений следственной бригады. Но суд сегодня отказал в удовлетворении этого ходатайства, однако сделал это очень аккуратно, и это оставило повод для оптимизма адвокатов. Давайте послушаем, что по этому поводу говорит Елена Липцер, адвокат Платона Лебедева.
Елена Липцер: Тем не менее, суд не уклонился от этого вопроса, как он делал это с предыдущими нашими ходатайствами, а он только сказал, что оно сейчас, по его мнению, заявлено несколько преждевременно, поскольку еще сторона защиты не представляет законодательство. Но он сослался на статью 15-ю, которая обязывает суд помогать сторонам, что мы расценили как тро, что он будет помогать нам в вызове свидетелей. Кроме того, конечно, важно, что он не пошел на стороне обвинения в том, что нельзя допрашивать свидетелей, прокуроров, следователей – он для них не делает исключение. И также он не делает исключение для лиц, уже отбывающих наказания, потому что прокуратура просто, в общем, я считаю, с непонятной какой-то настойчивостью говорила о том, что нельзя допрашивать лиц, которые осуждены, – это Малаховский и Переверзин, которые для нас имеют важное значение, поскольку мы считаем, что эти уголовные дела были совершенно незаконно разделены. И то, что наши подзащитные не могли давать показания в их деле – это тоже существенно повлияло на вынесение приговора.
Марьяна Торочешникова: Эти два последних фигуранта уже были осуждены ранее одним из московских судов, это тоже бывшие сотрудники компании ЮКОС. Ожидается, что завтра адвокаты заявят еще ряд ходатайств, и кроме того, Михаил Ходорковский планирует сделать какое-то очередное заявление для участников процесса. А когда начнет государственное обвинение все-таки излагать суть предъявленных обвинений, остается не совсем понятным.
Андрей Шарый: Марьяна, что говорит ваш опыт судебного репортера, есть хотя бы малейший шанс, что Владимир Путин появится на этом суде?
Марьяна Торочешникова: Андрей, мне очень сложно ответить на этот вопрос. С одной стороны, если действующий президент Дмитрий Медведев призывает жить Россию по законам, то, в принципе, человек, вызванный в суд в качестве свидетеля, должен исполнять свой гражданский долг, законный долг и должен явиться в суд и дать свидетельские показания. Но вот сегодня как раз журналисты шутили по поводу того, что будет в суде, если туда все-таки приедет Владимир Путин, и как скоро там успеют сделать ремонт и поставить современные какие-то системы безопасности. На этот вопрос, я думаю, ответить сможет только Владимир Путин.
Адвокаты Михаила Ходорковского потребовали вызвать в суд ряд высокопоставленных должностных лиц
Популярное
1
Как расселить барак? Сергей Чернышов – о разумном сепаратизме
2Ложные стереотипы. Иван Беляев – о противостоянии в Грузии
3Обыденное беззаконие. Ника Черникова – о приметах времени
4"Все стили рождаются в нищете". Кинотеатр Артура Аристакисяна
5Не прекратить, а остановить. Юрий Ярым-Агаев – о мире и перемирии
6Настоящие скрепы. Андрей Мальгин – о разрушении цивилизации