Ссылки для упрощенного доступа

Карьера и семья в жизни российской женщины


Ирина Лагунина: Никогда не забуду свое первое общение со студентами в качестве профессионального журналиста. Первый же вопрос задала только что поступившая на факультет журналистики девушка. «А вы замужем?» - спросила она. «Нет». «А почему? Профессия мешает?». Я тогда подумала – вот, новое поколение, практичное, обо всем думает заранее. Я, когда поступала на журналистику, об этом даже не задумывалась, темы и проблемы такой не стояло. Но это правда, что в России, как и в других развитых странах мира, соединить карьеру и семью для женщины непросто. И часто семья откладывается «на потом». О плюсах и минусах этого явления – Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: С одной стороны, может показаться, что работающая женщина и в то же время член семьи - жена, мать, бабушка - в России мало отличается от работающей женщины на западе. С другой стороны, путь западной женщины к работе и карьере был составной частью долгой и последовательной борьбы за равноправие, идея которого уже достаточно укоренилась в обществе, чего нельзя сказать о России. Здесь женщина приблизилась к работе и карьере внезапно - после революции, и сегодня социологи говорят о феномене российского общества, имеющего за плечами несколько поколений работающих женщин, но так и не избавившегося от патриархального сознания. Социологические исследования показывают, что признание важности профессиональной сферы в жизни женщины для жителей европейских городов стало культурной нормой. Среди работающих женщин есть и те, кто в больше степени ориентирован на семью, и те, кто предпочитает карьеру. Но возможность и желание сочетать семейные и карьерные ценности в разных странах не одинаковы. Например, для мужчин западной Германии естественнее всего оказалась идея равенства, и женщины там готовы соревноваться с мужчинами и в семейной, и в профессиональной, и в политической сфере. В восточной Германии и Польше женщины тоже оказались готовы к сочетанию профессиональной и семейной ролей, но мужчины менее склонны уступать им свои традиционные преимущества. А вот в Венгрии, по данным социологов, и мужчины, и женщины привержены традиционным ценностям во всех сферах жизни. В России тоже преобладают традиционные ценности, а тип профессионально ориентированной женщины еще только формируется, и ей приходится преодолевать сопротивление общества. Но кроме ментальных установок общества, у российской работающей женщины, а особенно у женщины, имеющей детей, есть вполне реальные трудности, - говорит руководитель центра "Концепция", психоаналитик Ольга Енина, которая даже организовала специальный семинар для работающих женщин.

Ольга Енина: Я хотела дать некую информацию о том, как умело совмещать функции матери и работающей женщины. О причинах, которые толкают женщину в карьеру, когда у нее маленький ребенок, внутренних, эмоциональных, но в то же время начинает чувствовать вину, когда не с ними. Когда начинает метаться от ребенка к карьере. По каким причинам, скажем так, сидя дома с ребенком, чувствует, что она ничего не делает.

Татьяна Вольтская: Как вы считаете, почему женщина так, сидя дома, считает, что она ничего не делает?

Ольга Енина: Во-первых, это может быть давление внешних факторов, то есть давление мужа, давление родственников. Кроме того, это может быть детский миф, который был в психологии развивающейся девочки о том, что нужно куда-то все время бежать, торопиться, поэтому это толкает ее на работу. Кроме того она действительно устает, испытывает к ребенку разные смешенные чувства, но боится признаться, подчас бежит от них на работу. Там она ощущает чувство вины от того, что с ними не общается и начинает ходить по замкнутому кругу.
Есть какие-то психологические советы, как умело совмещать карьеру и семью, то есть как уметь переключаться. Потому что есть такая притча: на мужа накричали на работе, он пришел домой, накричал на супругу, та накричал на сына, сын на кошку, а кошка описала все углы. Вроде как это уже притча, но если разобраться, если бы изначально этот мужчина на работе выразил свои эмоции, свои отношения каким-то образом, то возможно, он не пришел бы домой и дома были бы мир и лад. Поэтому первый совет: проявлять тем, где они начались, а как - это уже другой вопрос. Второе - умело переключаться.

Татьяна Вольтская: Я согласна с вами абсолютно. Но патриархальная семья в том виде, в котором она была, ее нет. Мир устроен так, я думаю, что должна быть, во-первых, реализация духовная, у тебя есть способности, ты должен реализовать, потому что нереализованные способности - это тоже очень плохо, разрушает и семью тоже и человека. А во-вторых, жизнь сейчас такова, что с мужем, когда она без образования, без работы, она оказывается от него в зависимости очень страшной в семье. Я считаю, что этого не должно быть.

Ольга Енина: Я абсолютно с вами согласна. В настоящее время женщина - это не патриархальная дама, которая сидела в семье, и у нее есть и образование, и интеллект, и возможности, и желание состояться в этой жизни, кроме семьи. Если мы понимаем, что фундамент жизни человека как фундамент дома - это первый год его жизни, и мать должна этот год подарить ребенку, чтобы он сумел создать фундамент. Потом, когда она хочет состояться и чувствует в себе силы желание и стремление, и причины тут могут быть самыми различными, она может умело совмещать. Но первый год жизни мать должна быть вместе с ребенком. А сейчас мы в настоящее время это не всегда есть. Кроме того, вы совершенно правы, мы, женщины, свободные духом, и если мы считаем, что мы удачно устроимся, когда мы выйдем замуж и ничего не делаем, кроме своей внешней красоты, мы глубоко заблуждаемся. Женщина приобретает профессию, образование и понимает для себя, что она может развестись с мужем. Она должна понимать, что если что-то случится, потому что она уже мать, она может прокормить себя сама. Именно в этом случае она сможет быть счастливой, и она не будет зависима от мужа. Потому что если она будет надеяться на него, отношений не будет, она будет считать его деньги, смотреть его эсэмески, телефонные звонки и прочие разные вещи.
Я думаю, что основные качества женщины - это ее независимость, которая воспитывается в семье. Есть матери, которые говорят про своего подростка: он абсолютно несамостоятельный. У нее когда спрашиваешь: а даете вы ему возможность? Ой, что вы он еще маленький, я убираю его комнату, стираю носки и прочие разные вещи. Но никогда мы не научимся кататься на велосипеде, если не сядем и не поедем. Поэтому умение быть самостоятельным, умение совмещать материнство, карьеру, профессиональную деятельность может только приобретаться в опыте.

Татьяна Вольтская: Опыт такого совмещения активно приобретает обаятельная мама полуторагодовалой дочки Екатерина Сорока. Она работает в петербургских выставочных залах Ленэкспо, не отрываясь от своих материнских обязанностей: ее дочка рядом с ней, деловито бегает по залам. Екатерина, как вам удается совмещать семью и работу?

Екатерина Сорока: Это, конечно, непросто. С другой стороны, наверное, наличие ребенка делает более организованным, придает силы работать. Я главный редактор и учредитель журнала «Счастье материнства». Но основная моя специальность - медицина. То есть изначально я врач-терапевт и семейный врач. Конечно, как в любом бизнесе, не всегда все гладко, не всегда все просто. Но когда думаешь, что у меня такой замечательный ребенок, все проблемы кажутся мелочью. У меня есть муж, который мне очень помогает, поддерживает в моей работе.

Татьяна Вольтская: А почему вам приходится, нет бабушки?

Екатерина Сорока: Нет, бабушка есть у нас, но помимо меня с моим ребенком у моих родителей еще сестра, у которой трое детей.

Татьяна Вольтская: Вы работаете здесь на выставке?

Екатерина Сорока: Мы проводим презентацию на стенде, раздаем журналы, дарим подарки от наших партнеров. Конечно, несем нашу образовательную функцию, то есть проводим какие-то полезные презентации для будущих мам. Сейчас у нас работают представители компании, которые рассказывают про противоварикозный трикотаж.

Татьяна Вольтская: А вам приходится много работать?

Екатерина Сорока: Да, конечно, приходится много работать, приходится работать и в выходные, и иногда приходится работать ночью, постоянно какие-то звонки. Поэтому приходится так совмещать.

Татьяна Вольтская: А как-то вам помогает муж?

Екатерина Сорока: Да, муж очень помогает, очень поддерживает. Наверное, не каждый мужчина может увлечение жены поддерживать. Иногда откладывает свои дела для того, чтобы мне помочь. Конечно, ему приходится терпеть, не всем понравится, что жена работала всю ночь и утром имеет соответствующий вид.

Татьяна Вольтская: То есть вы собираетесь и дальше совмещать?

Екатерина Сорока: Конечно. И скажу больше - хочу уже еще один журнал.

Татьяна Вольтская: Вы собираетесь, чтобы это был карьерный рост или развивать журнал?

Екатерина Сорока: Работая над моим журналом, я не ставлю в приоритет какие-то материальные ценности и хочу, чтобы, несмотря на финансовый интерес, оставался полезным. Потому что, конечно, как врач у меня была душа за образование пациента. И как бы сейчас ни было много литературы, мне иногда говорят: зачем вы это делаете, сейчас столько литературы, столько всего. Но если внимательно посмотреть, мы можем увидеть, что не всегда литература грамотная, не всегда написана людьми, которые могут в принципе рассуждать о вопросах здоровья. То есть очень часто этим занимаются люди, не имеющие медицинского образования. Я считаю, что это очень важно.

Татьяна Вольтская: Скажите, вы считаете, что дети и карьера, я вижу, что это совместимо. Почему очень многие женщины жертвуют детьми ради карьеры?

Екатерина Сорока: Конечно, нужно сказать, что нам, те, кто являются хозяевами своего дела, легче. Я знаю очень много мамочек, которым приходить каждый день на работу в офис. Лично я смогла построить свою работу таким образом, что я провожу свое рабочее время с ребенком. Сложнее тем, кто ходит в офис. Приходится просить бабушек, нанимать няню.

Татьяна Вольтская: Но все равно можно совместить?

Екатерина Сорока: Можно совместить. Я знаю, в крупных компаниях работодатели с удовольствием берут на работу молодых мам, потому что, видимо, ответственные люди. Много мам работает в нашей среде, в нашем детском бизнесе, если так можно сказать.

Татьяна Вольтская: Работают успешно?

Екатерина Сорока: Работают успешно, занимают руководящие должности в больших детских магазинах, предприятиях. Наверное, существует стереотип. Когда я начинала, была беременная тогда, приходила на встречи с животиком, на меня некоторые скептически смотрели и думали: родит, все пройдет, сядет в пеленки, распашонки и про все забудет. Сейчас я не стесняюсь, хожу на встречи с ребенком и в офис, это нормально воспринимается, все готовы, что я приду с ребенком и в какой-то мере получиться странная беседа, что ребенок все-таки.

Татьяна Вольтская: Екатерина сделала свой выбор - в пользу семьи, причем большой - она хочет не меньше трех детей - и работы. Но так бывает далеко не у всех женщин. Для многих сегодня семейные радости являются вовсе не радостями, а обузой, невыносимой рутиной. Почему? Ольга Енина считает, что корень нужно искать в отмирании эмоциональной жизни у современного человека, которого с детства, не учат радоваться, огорчаться, сопереживать другому, и он не может по-настоящему сопереживать никому в своей семье.

Ольга Енина: Сейчас игровая деятельность подменяется интеллектуальной. Ты должен знать языки чуть ли не с пеленок. Из-за этого эмоции под запретом. Если мы говорим, что интеллект может быть высочайшим, мы забываем об эмоциональном интеллекте, который практически у всех людей на нуле. То есть люди не могут читать чужие эмоции, не могут читать свои эмоции, не могут взаимодействовать. Отношение материнства - это одни эмоции, там нет интеллекта. Если ты знаешь 8 языков, но при этом не можешь понять свои чувства, уметь переживать за другого человека, понимать, что такое вообще любовь. А любовь воспринимается, как деньги. Если у него две квартиры и пять машин, значит, он крепко тебя любит. Я думаю, что эта выхолощенность эмоций, как бутафория. Поэтому соответственно, когда эта девушка развившаяся, очень красивая, сейчас я вижу девушек, они все блистают, но она не знает, что такое эмоции, она не может сказать, что она сейчас чувствует. Один мужчина на семинаре на вопрос, как вы себя чувствуете, он сказал, что у меня ком в горле. Он не может передать, что он чувствует. Соответственно, когда человек вступает в отношения с другим, он должен с ним чем-то обмениваться.

Татьяна Вольтская: Если же обмениваться нечем, то настоящей семьи не получается, да и не хочется, - заключает психоаналитик Ольга Енина.
XS
SM
MD
LG