В Москве проходит фестиваль в честь 200-летия Гоголя. Все театры представляют на суд зрителей спектакли по его произведениям. В РАМТе прошла премьера спектакля "Портрет" – для артиста, гобоя и оркестра.
По России катится волна фестивалей, посвященных юбилею Гоголя. Зачем? «Не дает ответа». Ведь если судить по репертуару наших театров, у Гоголя всегда фестиваль и вечный юбилей. Во-первых, потому что он гений. Во-вторых, потому что в России почти ничего не меняется. Иной раз подумаешь: может, мы ничего и не собираемся менять, чтобы великая русская литература не утратила своей актуальности? Ну не нужно нам без нее никакого благополучия, и все тут.
Иное дело, что разным временам созвучны разные произведения Гоголя. То 300 тысяч одних курьеров прискачут на российские сцены. То вдруг особо важной покажется проблема выбора женихов из "Женитьбы" - конечно, с политическим подтекстом. То настоящими гусаками двинутся Иваны Ивановичи с Иванами Никифоровичами.
А еще необыкновенно заметен стал "Портрет" из петербургских повестей Гоголя. Сюжет: одаренный молодой художник Чартков купил портрет, изображение ожило и высыпало на него неслыханное богатство. Талант Чарткова пал жертвой дьявольского соблазна…
Премьеру "Портрета" сыграл Российский Академический Молодежный театр. Жанр определен, как фантазия для драматического артиста, гобоя и оркестра. Артист - Евгений Редько, оркестр - Ансамбль солистов "Эрмитаж": струнники, под руководством гобоиста Алексея Уткина. Режиссер - Алексей Бородин.
- Мы отдыхали с моим старшим внуком, - рассказывает Алексей Бородин историю появления спектакля. - Ему по программе нужно было прочесть "Портрет" Гоголя. А пока он соберется читать "Портрет" Гоголя, - у него другое какое-то чтение появится, еще что-то. Я говорю: "Ну, давай почитаем. Я две странички, ты две странички". Это были увлекательнейшие вечера, которые мы с внуком провели, замирая от страха и от смеха. Возобновились мои детские воспоминания об этой вещи. И, когда однажды я пришел на концерт потрясающего музыканта Алексея Уткина и его замечательного оркестра, - все это совершенно неожиданно соединилось, одно с другим...
Текст произведения Гоголя перенесен на сцену почти без изъятий. Один актер выступает и от имени автора, и от лица всех персонажей. С ним в дуэте - музыка Телемана, Бриттена, Перселла, Штрауса и Марчелло.
Сделка Чарткова с чертом продиктована вполне земными резонами: художник хочет, как бы это теперь сказали, раскрутиться. И перед нами разворачивается история о том, как одаренный человек превратился в светского гламурного ремесленника. Ближе к финалу он уничтожает творения соперников - тех, что набрались терпения и сохранили в чистоте свой великий талант. Этим поступком Чартков сильно напоминает тех, кого теперь зовут "актуальными художниками". Они, конечно, топорами не машут, "красных петухов" в музей не подпускают - просто используют чужие творения для своих инсталляций, загребают жар чужими страданиями и чужим величием. А возможно, когда-то были талантливы - как художник Чартков, которого в Молодежном театре играет Евгений Редько. И ему эта роль идет, потому что Редько - актер редкого на наших просторах романтического типа.
Вот теперь спорят - чей Гоголь. Родился на Украине, писал по-русски, видывал виды Италии, наследовал Гофману... Он ничей, никем не приватизирован, никому не по карману и не по росту. Лишним свидетельством тому - пара строк из повести "Портрет": "Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу".
По России катится волна фестивалей, посвященных юбилею Гоголя. Зачем? «Не дает ответа». Ведь если судить по репертуару наших театров, у Гоголя всегда фестиваль и вечный юбилей. Во-первых, потому что он гений. Во-вторых, потому что в России почти ничего не меняется. Иной раз подумаешь: может, мы ничего и не собираемся менять, чтобы великая русская литература не утратила своей актуальности? Ну не нужно нам без нее никакого благополучия, и все тут.
Иное дело, что разным временам созвучны разные произведения Гоголя. То 300 тысяч одних курьеров прискачут на российские сцены. То вдруг особо важной покажется проблема выбора женихов из "Женитьбы" - конечно, с политическим подтекстом. То настоящими гусаками двинутся Иваны Ивановичи с Иванами Никифоровичами.
А еще необыкновенно заметен стал "Портрет" из петербургских повестей Гоголя. Сюжет: одаренный молодой художник Чартков купил портрет, изображение ожило и высыпало на него неслыханное богатство. Талант Чарткова пал жертвой дьявольского соблазна…
Премьеру "Портрета" сыграл Российский Академический Молодежный театр. Жанр определен, как фантазия для драматического артиста, гобоя и оркестра. Артист - Евгений Редько, оркестр - Ансамбль солистов "Эрмитаж": струнники, под руководством гобоиста Алексея Уткина. Режиссер - Алексей Бородин.
- Мы отдыхали с моим старшим внуком, - рассказывает Алексей Бородин историю появления спектакля. - Ему по программе нужно было прочесть "Портрет" Гоголя. А пока он соберется читать "Портрет" Гоголя, - у него другое какое-то чтение появится, еще что-то. Я говорю: "Ну, давай почитаем. Я две странички, ты две странички". Это были увлекательнейшие вечера, которые мы с внуком провели, замирая от страха и от смеха. Возобновились мои детские воспоминания об этой вещи. И, когда однажды я пришел на концерт потрясающего музыканта Алексея Уткина и его замечательного оркестра, - все это совершенно неожиданно соединилось, одно с другим...
Текст произведения Гоголя перенесен на сцену почти без изъятий. Один актер выступает и от имени автора, и от лица всех персонажей. С ним в дуэте - музыка Телемана, Бриттена, Перселла, Штрауса и Марчелло.
Сделка Чарткова с чертом продиктована вполне земными резонами: художник хочет, как бы это теперь сказали, раскрутиться. И перед нами разворачивается история о том, как одаренный человек превратился в светского гламурного ремесленника. Ближе к финалу он уничтожает творения соперников - тех, что набрались терпения и сохранили в чистоте свой великий талант. Этим поступком Чартков сильно напоминает тех, кого теперь зовут "актуальными художниками". Они, конечно, топорами не машут, "красных петухов" в музей не подпускают - просто используют чужие творения для своих инсталляций, загребают жар чужими страданиями и чужим величием. А возможно, когда-то были талантливы - как художник Чартков, которого в Молодежном театре играет Евгений Редько. И ему эта роль идет, потому что Редько - актер редкого на наших просторах романтического типа.
Вот теперь спорят - чей Гоголь. Родился на Украине, писал по-русски, видывал виды Италии, наследовал Гофману... Он ничей, никем не приватизирован, никому не по карману и не по росту. Лишним свидетельством тому - пара строк из повести "Портрет": "Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу".