Ссылки для упрощенного доступа

150-летие Врубеля весь год будут отмечать в Омске


Михаил Врубель, "Жена художника"
Михаил Врубель, "Жена художника"

150 лет со дня рождения художника Михаила Врубеля будут отмечать на его родине, в Омске, в течение всего года. Факт рождения Михаила Врубеля в Омске является частью городской мифологии. Хотя он провел здесь всего три года своей жизни, многие искусствоведы не отрицают, что «омский» период жизни мог повлиять на формирование художественного сознания мастера.


Например, омский искусствовед, Алла Гуменюк предполагает, что прообраз той сирени, который впоследствии оказался знаменитым полотном, мог всплыть из подсознания младенца Врубеля, когда он жил в Омске: «Когда цвела сирень на Царской улице, может быть, эти детские воспоминания отложили отпечаток на творчество Врубеля. Это такой поэтический образ».


Многое еще неясно о раннем периоде жизни Врубеля, о годах, проведенных им в Омске, но местные краеведы надеются, что неизвестные фрагменты его жизни, возможно, будут восстановлены. В частности, пока не удалось установить, где именно находился дом, в котором родился и жил будущий художник. Борис Конников, директор Омского музея искусств имени Врубеля считает, что поиск еще не окончен: «К сожалению, мы не можем точно назвать, где место, где родился Врубель, и где находился тот дом, в котором проживали его родители. А его отец был военный юрист. Краеведы продолжают спорить о том, где похоронена его мама, а мать Врубеля умерла в Омске. Как одна из версий, что она похоронена на казачьем кладбище, но это не более, чем версия. Мы знаем, что он был крещен в Воскресенском соборе, который тоже снесен, и который находится в районе нынешнего облвоенкомата. Это задача для будущих краеведов — попытки определить место, топографию той улицы, того дома, где произошло это знаменательное событие».


«Розы и лилии», «Хризантемы» и «Желтые лилии»


Подлинные работы Михаила Врубеля выставляются не часто в силу того, что за Уралом их попросту нет. Омский музей изобразительного искусства — единственный обладатель триптиха художника «Цветы». В творческом наследии Врубеля плафоны «Розы и лилии», «Хризантемы» и «Желтые лилии» занимают особое место. Эта композиция свидетельствует, что они украшали потолок небольшого интерьера, очевидно над парадной лестницей. Круглые плафоны, накануне революции оказались в частном собрании, после национализации частных коллекций, «Цветы» поступили в центральное отделение государственного музейного фонда. В 1927 году, благодаря просьбам директора Западно-Сибирского краевого музея Федора Милехина, их передали на родину художника.


Рассказывает Алла Гуменюк: «Он состоит из двух круглых живописных произведений Михаила Александровича Врубеля и центрального панно сложной формы. Это произведение, триптих, было написано специально для Елизаветы Дмитриевны Дункер, владелицы особняка в Москве, на Поварской улице (сейчас там находится посольство Кипра). В этом году я побывала у консула и посмотрела то помещение, ту парадную лестницу, для которой предназначался триптих. Елена Дмитриевна Дункер была дочерью известного коллекционера Боткина, она была очень притязательная дама. Это третья попытка Врубеля угодить интересной и требовательной заказчице. Сначала он готовил для этого же особняка "Суд Париса", который находится сейчас в Государственной Третьяковской Галерее, живописное произведение "Венеция" находится в Государственном Русском музее, и вот этот триптих, три панно, они были уже третьим заказом для Михаила Александровича Врубеля, которое он написал после возвращения из Италии, из Генуи, где на него произвели впечатление генуевские сады, вот это вечернее сумрачное небо и прекрасные цветы — символы вечной красоты».


Единственный в мире памятник Врубелю будет установлен в Омске


Известно, что Михаил Врубель, как художник, активно сотрудничал с театрами, и эта сторона его творчества до сих пор была мало известна омичам. Декорации Михаил Врубель делал для частной оперы Саввы Мамонтова. Знакомство с театром для Врубеля оказалось судьбоносным: художник познакомился со своей будущей женой и музой — оперной певицей Надеждой Забелой. Сейчас московский музей имени Бахрушина охотно согласился, на время праздничных торжеств, передать в Омск 32 графических листа Михаила Врубеля. А также гости привезли ценный экспонат – костюм Снегурочки из оперы Римского – Корсакова, изготовленного, по эскизам Врубеля. Надежда Забела-Врубель выступала только в одежде, сшитой по наброскам супруга. Наряд Снегурочки остался практически в первоначальном виде, рассказывает Татьяна Власова главный хранитель Санкт-Петербургского музея театрального искусства: «Костюм находится в приличном состоянии, с точки зрения наших реставраторов. Поэтому его решили выставлять. Обычно, до наших дней доходят какие-то отдельные части. А здесь, как вы видите, и головной убор, и полностью платье, состоящее из кафтанчика и юбочки, и башмачки и, даже, фотография, на которой изображена Надежда Забела-Врубель в этом костюме. Утрачены только бомбошечки на тапочках – там остались дырочки».


В фондах питерского музея сохранилось еще одно платье, принадлежавшее Надежде Врубель — первый костюм для партии «Волхвы» из оперы «Садко» Римского – Корсакова — но привезти его Омск искусствоведы отказались. На выставке впервые можно увидеть и раритетный экспонат. Это книга, где сделана запись о рождении Врубеля в нашем городе. Говорит Галина Погодина, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального искусства: «Уже то, что он здесь родился, на этой земле… Поэтому, мне кажется, что омская земля должна никогда не забывать, чтить и помнить, потому что рождение такого фантастического, гениального художника это, в общем, обязывает город».


Омичей в течение года ожидает серия выставок в музее, который носит имя художника, представляющие живописные полотна не только самого Врубеля, но и его современников. В мае в Омске будет установлен пока единственный в мире памятник Михаилу Врубелю. Его выполнил московский скульптор Михаил Ногин. Рассказывает исполняющая обязанности министра культуры омской области Алла Гуменюк: «Врубель поднимается по ступеням к небу, идет вперед, навстречу к будущему, и оборачивается. Такой ракурс острый, поворот фигуры – он как бы вглядывается в прошлое. Потому что он же имеет тоже традиционную художественную академическую школу. Это очень интересное прочтение, нужно видеть памятник. Могу только сказать, что он выполнен в бронзе, более трех метров, и у него будет очень красивый постамент из карельского мрамора. В колорите он будет близок к краскам Врубеля».


XS
SM
MD
LG