Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.
Андрей Шароградский: На прошлой неделе премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров лишился созданной еще его отцом силовой структуры, которая в последнее время носила название Антитеррористического центра. В состав Центра входили несколько тысяч человек, которых в Чечне называли не иначе как "кадыровцами". Теперь Центр расформирован, а часть его сотрудников будет принята на работу в подразделения внутренних войск МВД России. Ослаблены ли позиции нынешнего премьер-министра Чечни - на эту тему материал моего коллеги Андрея Бабицкого.
Андрей Бабицкий: После вооруженной стычки между "алхановцами" и "кадыровцами" в Грозном на прошлой неделе и последующем расформировании Антитеррористического центра в республике заговорили о том, что Рамзан Кадыров, ставший фактически единоличным правителем Чечни, лишился поддержки Кремля. До недавнего времени никто не сомневался, что Рамзан Кадыров скоро сменит Алу Алханова на посту президента, однако сейчас былой уверенности в таком развитии событий уже нет. Некоторые аналитики полагают, что расформирование АТЦ - силовой структуры, на которую опирался Кадыров, - сильно подорвало позиции премьера.
Главный редактор интернет-сайта caucasustimes.com Ислам Текушев утверждает, что Кадыров стал жертвой собственного дара убеждения. Ему удалось внушить Кремлю, что вооруженное подполье разгромлено. В тот самый момент, когда кремлевские миротворцы поверили, что это правда, Кадыров оказался не нужен. Плохо управляемый, с колоссальными амбициями, он может оказаться крайне опасен на посту президента Чечни.
Ислам Текушев: Расформирование Антитеррористического центра последовало сразу же инцидентом, который произошел на прошлой неделе возле комплекса правительственных зданий Чеченской республики, когда охрана главы республики Алу Алханова преградила путь Рамзану Кадырову, который, по некоторым сведениям, прибыл на встречу со Степашиным. В следующем году Рамзану Кадырову исполняется 30 лет, и он сможет баллотироваться в президенты республики. Оставлять за ним такую мощную гвардию в Кремле, видимо, побаиваются, так как в администрации не все согласны видеть Рамзана Кадырова главой республики. Совершенно очевидно, что "кадыровцы" в определенной степени свою функцию уже выполнили. Если раньше ради достижения своих целей, ради умиротворения республики Кремль действовал по принципу "разделяй и властвуй", закрывая глаза на похищения людей, на внесудебные казни, на беспредел, который "кадыровцы" устраивали в соседних республиках, то сегодня времена изменились.
Андрей Бабицкий: Консультант Общественного центра "Антитеррор" Руслан Мартагов считаете иначе. Кадыров и его люди необходимы Москве, чтобы сохранять на Кавказе постоянно действующий элемент нестабильности, который может быть использован в любой момент, когда понадобится искусственно создать политический кризис.
Руслан Мартагов: Сегодня говорить о том, что позиции Рамзана Кадырова в Чечне пошатнулись в связи с тем, что расформировали АТЦ, была эта перестрелка, я бы не стал. Потому что та модель, стратегия напряженности на Кавказе, которую разработали в Кремле, она пока еще сохраняется, и Рамзан Кадыров - один из ключевых элементов этой конструкции. Конструкция, как вы видите, шаткая, готовая в любой момент разразиться новым взрывом, но, видимо, этого в Кремле и добиваются.
Андрей Бабицкий: Главный редактор интернет-сайта caucasustimes.com Ислам Текушев обращает внимание на одну любопытную деталь: после расформирования АТЦ не у дел осталось несколько тысяч человек.
Ислам Текушев: Кадыровская гвардия насчитывала от 5 до 8 тысяч бойцов. Батальоны "Юг" и "Север", которые сегодня созданы на базе кадыровской гвардии, насчитывают 1200 человек. Возникает вопрос: где остальные?
Андрей Бабицкий: Руслан Мартагов уверен, что расформирование ничего не значит. Просто с Кадырова сняли финансовое бремя по обеспечению нескольких тысяч вооруженных людей, не более, а так они продолжают оставаться в прежнем подчинении.
Руслан Мартагов: Что касается расформирования АТЦ и передачи этих силовиков в ведении внутренних войск, есть один интересный момент. Ни одно их оружие не было зарегистрировано в соответствующих списках внутренних войск, то есть все свое оружие они оставили у себя, это оружие баллистическую экспертизу не проходило. Им дали новое оружие, новое обмундирование, фактически их взяли на госсодержание. И в этой связи говорить, что этих людей выдернули из-под Рамзана Кадырова, я бы не стал. Я бы сказал по-другому, что Рамзану Кадырову помогают: сняли с него какой-то груз обязанностей в виде содержания вот этих вот подразделений и перевели их, скажем так, на госсодержание.
Андрей Бабицкий: Руслан Мартагов также не верит в лояльность кадыровских силовиков, полагая, что в любой момент он могут легко объединиться с вооруженным подпольем против России.
Руслан Мартагов: Что из себя представляет эта вооруженная сила - это достаточно хорошо видно хотя бы по этим мартовским событиям в Ведено, когда, как вы знаете, часть из этого АТЦ перешла на ту сторону. Меня в этой связи больше беспокоит другой аспект. Вы помните, как в свое время вооружали и финансировали - я подчеркиваю, и финансировали - Дудаева. Для нас это окончилось первой чеченской войной. Во времена Масхадова, начиная с 1997 года, опять же по линии МВД Российской Федерации вооружали и финансировали масхадовское воинство. Для нас это закончилось второй чеченской войной. Сегодня точно такая же схема работает в отношении Кадырова. Так что же, нам теперь, выходит, ждать третью чеченскую войну? Когда вот этот вот сценарий мы представим себе, когда мы посмотрим на то, что происходит в Чеченской республике, нам все становится ясно.
На сегодняшний день, обратите внимание, принято считать, что в Чечне Кадыров-младший полностью покончил с терроризмом, поэтому в Чечне тишь да гладь, да божья благодать. Но они сами признают, что в горах на сегодняшний день порядка 800 боевиков (точность этой цифры я на их совести оставляю). Но, имея такой вот потенциал, ни один нефтевоз Кадырова, который работает на Кадырова, не взорван, ни одна заправка Кадырова не взорвана. Выходит интересная вещь, мы достигли, оказывается, консенсуса: я не трогаю вас, может быть, я даже подпитываю вас - вы пока не трогаете мой бизнес. Вот такая схема. Но эта схема будет работать до нового потрясения на Кавказе, а дальше они все должны просто объединиться.
Андрей Бабицкий: Подорваны позиции Кадырова или нет, покажет самое ближайшее время. Ибо гиперактивность нынешнего премьера очень скоро спровоцирует очередной конфликт, в ходе которого можно будет определить новый расклад сил.