Накануне заседания главного исполнительного органа ЕС в Брюсселе распространились слухи о том, что ранее намеченный в качестве даты вступления срок (1 января 2007 года) соблюден не будет и формальное присоединение этих двух государств будет отложено на какое-то время. «Хорошо осведомленные источники» называли и причину такого решения - медленные темпы приведения местных законов в соответствие с европейскими и недостаточная борьба с коррупцией.
По этим оценкам ? Румыния продвинулась в нужном направлении значительно дальше Болгарии, но поскольку обе страны идут в связке, и приняты в ЕС могут быть только вместе, румынам придется расплачиваться и за отстающих болгар.
Как реагируют в этих странах на слухи о возможной отсрочке? Президент Румынии Траян Басеску находится в эти дни в больнице, и позицию официального Бухареста сформулировала его советник Клаудиа Сафтойю. «Нет причин для паники, - сказала она. - Правительство и президент работают по установленному графику и готовы к любому варианту вступления - как 1 января 2007 года, так и к более позднему сроку. Румыния добилась на пути интеграции значительного прогресса. Проблематичных участков становится все меньше». Столичное радио, правда, в своем комментарии к этому заявлению напоминает недавнее высказывание президента Басеску о том, что для Румынии любая отсрочка вступления в ЕС абсолютно неприемлема.
По словам бухарестского публициста Арманда Гошу, увлеченно обсуждающая состояние президента Басеску (он только что прошел хирургическую операцию в Вене) румынская пресса пока оставляет тревожные новости из Брюсселя на втором плане. Политическая элита Румынии ожидала заседания Еврокомиссии в полной уверенности в ее положительном решении. Лидеры ЕС в последние месяцы давали понять, что шансы Румынии стать полноценным членом организации уже с 1 января 2007 года очень велики. Для искоренения коррупции страна провела серьезную реформу юридической системы. Правда, у Брюсселя остаются претензии к Бухаресту относительно состояния дел в финансовой сфере и сельском хозяйстве. Пока ни политики, ни журналисты не говорят о варианте вступления в ЕС в одиночку, без Болгарии.
Последняя отреагировала реагировала на плохие новости более раздраженно. София предупредила Брюссель, что будет рассматривать любую отсрочку как «акт унижения и национального оскорбления». Премьер-министр Сергей Станишев адресовал Европейской комиссии такие слова: «Это было бы фатальной ошибкой. Мы не позволим обращаться с собой, как с европейцами второго сорта».
Но все ли болгары разделяют желание политического руководства страны поскорее вступить в ЕС? По словам публицистки из Софии Любы Кулезич, общественное мнение страны расколото: «В слоях малообразованных и бедных людей широко распространяется евроскептицизм, поощряемый ультралевой националистической партией “ Атака ” . “ Атака ” действует на политической сцене уже год, неожиданно вошла в парламент и получила большое влияние в стране. Так что евроскептические настроения распространяются, и в этой части общества не будет разочарования, даже наоборот.
Но есть также предприимчивая, более образованная часть общества, которая переживает отсрочку как унижение, как посягательство на международный имидж Болгарии. Эта часть общества будет горько разочарована – они надеялись, что через Европейский союз в Болгарии будут введены европейские нормы правосудия, справедливости, борьбы с коррупцией и организованной преступностью».
Чем объяснить отставание Болгарии от соседней Румынии, которая, по общему мнению, стартовала с худших позиций? Что через полтора десятилетия демократического развития уровень преступности и коррупции так высок, что в номере британской газеты «Таймс» можно прочитать: «Это общество зла. Преступные группировки пронизывают его снизу доверху и контролируют буквально все: промышленность, местные органы власти, парламентариев».
Журналистка Люба Кулезич объясняет замедление реформ тем, что доминирующая в тройственной правительственной коалиции социалистическая партия оставило проведение конституционных реформ (разделение властей, перестройка судебной системы) на последний момент, а потом провела их очень быстро, без учета мнения экспертного сообщества. Комментаторы оценивают умоляющий тон обращения молодого лидера социалистов премьера Сергея Станишева как унижение, признак слабости и признание невозможности завершить реформы.
Признавая неготовность Болгарии к вступлению в ЕС,многие эксперты тем не менее считают, что по чисто политическим соображениям Еврокомиссии не остается ничего другого, кроме как выполнить свои обещания и принять Болгарию и Румынию в ранее намеченные сроки. Запасным вариантом остается перенос окончательного решения на осень.