Ссылки для упрощенного доступа

Всплеск вооруженных диверсий на Северном Кавказе


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий.



Андрей Шароградский : С конца прошлой недели сразу в нескольких республиках Северного Кавказа были совершены вооруженные диверсии. Член Комитета Государственной Думы по безопасности Геннадий Гудков заявил в четверг журналистам, что, по его мнению, почерк происходящего в Дагестане, Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии один и тот же. Все это говорит о том, что региональные власти не в состоянии эффективно контролировать ситуацию. О всплеске активности вооруженных групп на Северном Кавказе в материале моего коллеги Андрея Бабицкого.



Андрей Бабицкий : Самое простое для любого эксперта по Северному Кавказу - предсказать активизацию вооруженного подполья с приходом весны. Это безошибочный прогноз, который оправдывает себя 100-процентно в течение многих лет. Нынешняя весна - не исключение.


В конце прошлой недели свою обеспокоенность ситуацией в республике выразил Алу Алханов. На совещании с руководителями силовых структур он отметил, что только за минувшую неделю боевики совершили три подрыва, участились обстрелы и нападения на военнослужащих и милиционеров. А вот, что сказал уже в начале этой недели военный комендант Чеченской республики, генерал-лейтенант Григорий Фоменко: "Анализ складывающейся обстановки в Чечни в связи с наступлением летнего сезона позволяет предположить активизацию действий боевиков в республике". Генерал объяснил, что имеет в виду, прежде всего, горную часть Чечни - Введенский, Ножаюртовский, Шалинский районы, предгорье в Урус-мартановском районе и административная граница республики с Ингушетией. По словам министра культуры Чеченской республики - Ичкерия Ахмеда Закаева, минувшая неделя стала началом весенне-летне-осенней кампании для вооруженного подполья на Северном Кавказе.



Ахмед Закаев : Это обычное явление - после зимнего затишья такие появляются у нас уже весной и летом. Мы воочию в этом убедились. Это продемонстрировала прошедшая неделя. У меня на прошлой неделе был разговор с вице-президентом Чеченской республики Доку Умаровым. С его слов я узнал, что намечено расширенное заседание командиров, командующих направлений, секторов с участием командиров подразделений Кавказского фронта, то есть всего Северокавказского региона. Я думаю, что там как раз и обсуждалась работа, план мероприятий на лето и осень. Мы были свидетелями этих первых проведенных спецопераций чеченскими или уже северокавказскими силами сопротивления.



Андрей Бабицкий : Главный редактор информационного Интернет-сайта Caucasus Times Ислам Текушев подготовил комментарий к нынешней ситуации, в котором сравнивает отношение российского общества к военным действиям на Кавказе в XIX веке и сегодня. Есть общее, считает он, но есть и серьезные отличия.



Ислам Текушев : Похоже, российское общество за долгие годы уже привыкло к сезонным всплескам активности вооруженного подполья на Кавказе. И не просто привыкло, но и смирилось как с естественным природным явлением. Бои в Дагестане с потерями среди сотрудников силовых структур. Подрыв замминистра МВД Ингушетии, расстрел начальника СИЗО Карачаево-Черкесии и гибель пяти военнослужащих в Чечне - вот список, надо полагать не полный, кровавых происшествий текущей недели.


В XIX веке провинившихся офицеров после разжалования ссылали на Кавказ. Тяжелая и опасная служба, растягивавшаяся на годы, вполне соответствовала представлению о длительном наказании. Убежденность общества в неразрешимости конфликта на Кавказе, идея бесконечной войне породила целые литературные направления, начиная с прозы и поэзии Пушкина и Лермонтова и заканчивая авантюрным романом Бестужева-Марлинского, которым зачитывались тогдашние домохозяйки. Кавказ был важен для российской литературы как место, где в соответствии с романтическим каноном, цивилизация была вечно обречена на столкновение с природой. Естественно, человек отстаивал свое право на отрицание извне навязанного строя жизни.


Сегодня мы имеем дело с похожей ситуацией. У нас тоже целое направление, правда, не столько литературное, сколько телесериальное. Нет, правда, той глубины в определении причин конфликта. Речь уже не идет о таких глобальных темах, как противоборство человека и природы. В нашем случае государство восстанавливает конституционный порядок во имя наилучшего функционирования вертикали власти. Но общественное сознание, точно также как и в XIX веке, уже не мыслит себе Кавказ без войны, конца которой не видно.


Но есть одно существенное отличие между большой кавказской и нашей контртеррористической операции. Пространство той войны, XIX века, из года в год сужалось. Народы и племена умирялись, уничтожались или изгонялись, как например черкесы, а покоренные присягались на верность Российской империи. Границы нашей сегодняшней войны неуклонно расширяются. В противостояние с Российским государством вовлекаются все новые территории.



Андрей Бабицкий : Уже цитировавшийся комендант Чеченской республики Григорий Фоменко, утверждает, что, несмотря на активизацию, подполье все больше слабеет, и не способно уже проводить масштабные диверсии. Главари боевиков, заявил он, не располагают крупными силами для проведения масштабных диверсий на территории республики. Между ними нарушена связь и управление. Бандиты могут действовать лишь разрозненными группами под 2-3 человека, подвергая обстрелам посты и заставы федеральных сил в горах, минируя маршруты передвижения военных колонн.


С этим не согласен Ахмед Закаев, который уверен, что предстоящее лето окончательно установит новые границы кавказской войны уже не вокруг Чечни, а по периметру значительной части Северного Кавказа.



Ахмед Закаев : Сегодня кардинально ситуация изменилась в этом регионе. Если в прошлые 5-6 лет начала второй военной кампании активизация чеченского сопротивления наблюдалась только на территории Чеченской республики, то уже больше года, после убийства президента Аслана Масхадова, принято политическое решение о расширении театра военных действий. Теперь уже та ситуация, когда в прошлые годы мы наблюдали в самой Чечне, я думаю, что эта ситуация распространится уже по всем северокавказским регионам. Вот этим она и будет отличаться от прошлых лет.


За прошлый год, насколько мне известно, руководству Чечни, силам сопротивления удалось более координировано выстроить свою работу, взаимодействие, связь со всеми другими военно-политическими центрами, которые сформировались уже в других северокавказских республиках.



Андрей Бабицкий : Очень похоже, что предстоящее лето позволит оценить адекватность двух различных подходов - официальной версии, в рамках которой вооруженные столкновения в разных северокавказских республиках не связаны между собой, и утверждения, что на значительной части территории Южного федерального округа действует единое подполье.



XS
SM
MD
LG