Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян.
Олег Винокуров: 27 лет назад, в конце мая 1979 года, Гренландия, бывшая на протяжении нескольких столетий колонией Дании, получила широкие права автономии, вступив на путь обретения полной независимости. История колонизации самого большого в мире острова с населением 57 000 жителей уникальна во многих отношениях - никакая другая метрополия не вкладывала ни в одну колонию так много, ничего не получая взамен. Цивилизаторская деятельность датчан, тем не менее, имела весьма серьезные последствия для населяющих Гренландию эскимосов, или как они себя называют - инуитов.
Сергей Джанян: Предки современных инуитов - перебравшиеся из Северной Америки эскимосские племена культуры Туле - появились в Гренландии в X веке, примерно в то же время, что и высадившиеся на острове в 986 году первые норманнские колонисты. Перешедший в собственность датской короны самый большой остров в мире в течении многих столетий не представлял для метрополии значимого материального интереса. Тем не менее, начиная с 1721 года в Гренландию отправлялись датские гуманитарные миссии, а в XIX веке правительство Дании начало политику культурной консервации острова, вкладывая деньги в убыточную колонию и пытаясь сохранить традиционный уклад жизни инуитских племён.
История скандинавского колониализма «с человеческим лицом» продолжилась в XX веке. Референдум 1953 года, закрепивший за Гренландией статус автономии, дал старт государственному проекту G -60, целью которого было создание гренландской «элиты», способной в будущем взять на себя управление бывшей колонией. В числе сотен инуитских детей, отобранных тогда для конвертации в «полноценных» датчан, была и Генриетта Бертельсен.
Генриетта Бертельсен, психотерапевт, 48 лет: Мне было11 лет, когда меня привезли в Данию для обучения датской культуре и языку. Меня поселили в очень набожной семье - это были добрые люди, которые заботилась обо мне и уважали меня. Многим маленьким гренландцам с приёмными датскими родителями повезло значительно меньше.
Сергей Джанян: Приобщение к западной цивилизации, надо полагать, проходило непросто?
Генриетта Бертельсен: Переход из условий каменного века в эпоху атомной энергии произошёл за время жизни всего одного поколения гренландцев. И этот цивилизационный рывок нам дорого стоил. Политика окультуривания привела к тому, что многие инуиты до сих пор стыдятся своего происхождения, ощущая себя неудачниками. Ведь изначально в нас вбивалось, что быть гренландцем - в этом есть что-то неправильное, ущербное. Я тоже пережила эти проблемы. Очень больно бьет по самосознанию и самоуважению, когда датские учителя дают тебе понять - ты недостаточно хорош для этого мира и должен быть переобучен и цивилизован. Возможно, этим и объясняется тот факт, что в Гренландии зафиксирован самый высокий процент самоубийств в мире.
Сергей Джанян: Вы считаете, что проект G -60 был неудачной идеей?
Генриетта Бертельсен: Проект затевался с добрыми целями, другой вопрос - как он был осуществлён на практике. Впрочем, нас всё равно не оставили бы в покое - не будь датчан, за гренландцев непременно взялись бы американцы или канадцы. И я рада, что Гренландией владела именно Дания, поскольку известно, как драматично сложилась судьба канадских инуитов…
Сергей Джанян: После завершения программы ассимиляции Генриетта Бертельсен вернулась в Гренландию, а в 17 лет вновь уехала на материк, чтобы продолжить образование в университете. Как оказалось - навсегда: вот уже 31 год она живёт в Дании, обретя здесь семью и профессию врача- психотерапевта:
Генриетта Бертельсен: Я не перестала быть гренландкой - просто я стала лучше понимать Данию. Я научилась вести себя с датчанами как датчанка, но моё собственное, настоящее «я» проявляется лишь в общении с соплеменниками. Инуиты действительно другие, и я не думаю, что наше самосознание в будущем сильно изменится. Нельзя жить в чужом, взятом напрокат имидже.
Сергей Джанян: Разница в мироощущении у датчан и гренландцев действительно велика. Так, протестантская тяга держать всё под контролем, планируя жизнь на годы вперёд, мало сочетается с импульсивностью инуитов. Различается и манера общения: учёные подсчитали, что 54% речи гренландцев составляет язык жестов, поэтому им кажется странным стремление европейцев объяснять всё словами. А сталкиваясь с такими западными ценностями, как эгоизм и индивидуализм, инуиты испытывают настоящий шок...
Симеон Титтусен, пенсионер : В Дании много одиноких людей, - и они даже гордятся этим. Но для инуитов отсутствие духовной связи с близкими людьми, с семьёй - это несчастье: чем тут гордиться?
Сергей Джанян: "Говорят, что в Гренландии много пьют. Это из ряда вон выходящее преуменьшение. В Гренландии чудовищно много пьют», - утверждает героиня знаменитого романа Питера Хёга «Снежное чувство Смиллы». Но ведь гренландца с бутылкой нередко можно увидеть и в копенгагенских трущобах?
Генриетта Бертельсен: В Дании живут около 12 тысяч инуитов, и примерно 10 % этих людей можно отнести к безусловным алкоголикам. Разница в отношении к спиртному у датчанина и гренландца проявляется лишь в том, что мои земляки не таятся, когда напиваются допьяна - особенно если погода к тому располагает. Работая медсестрой, я часто посещала дома пьющих датчан, и знаю, о чём говорю.
Сергей Джанян: Как вообще в Дании относятся к гренландцам?
Генриетта Бертельсен: Вначале относились с любопытством и доброжелательностью, однако со временем в датском обществе к нам сформировалось негативное отношение, основанное на убеждении, что все инуиты - горькие пьяницы. Сейчас же, когда в Дании поселились множество мусульман и других иностранцев, датчане снова переменились в восприятии гренландцев, рассуждая так: « Ведь гренландцы - это часть нас самих, и надо относиться к ним уважительно». А многие и не скрывают ощущения вины, говоря: «Нам не следовало разрушать культуру вашего народа».
Сергей Джанян: Очевидно, что за многолетнюю историю совместного сосуществования претензии накопились и с той, и с другой стороны. И хотя гренландцы шутят, что лучший сосед - это тот, которого не видно, сами они признают, что датская опека принесла им скорее благо, чем вред. Под влиянием датчан была создана эскимосская письменность и литература, развивались народные промыслы, а в перспективе гренландцы, никогда ранее не имевшие своей государственности, рано или поздно обретут окончательную независимость. И датчане помогают им в этом уже сейчас.