В Приднестровье возрастает напряженность. Эта республика не отказывается от идеи провести осенью референдум о независимости от Молдавии. Идею референдума, между тем, осудил посетивший в четверг Кишинев председатель ОБСЕ Карл де Гухт. На вопрос, чего Россия может добиться в этих спорах, каким может быть итог ее попыток повлиять на решение давних территориальных конфликтов на постсоветском пространстве, отвечает журналист молдавской службы радио «Свободная Европа» Раду Бене.
- Можно ли на фоне последних событий в Приднестровье, Южной Осетии и Украине, по вашему мнению, говорить о втором параде суверенитетов в странах бывшего СССР?
- Я бы не сказал, что это второй парад суверенитетов. Но сегодняшняя ситуация позволяет непризнанным республикам на бывшем советском пространстве надеяться на то, что их суверенитет будет когда-нибудь признан или их ситуация изменится к тому, к чему они стремились более 10 лет. На примере Приднестровья я могу сказать, что ситуация между сторонами достигла такого накала, что в нынешней ситуации очень трудно сказать, как будет изменяться ситуация, в каком направлении она будет развиваться.
- Насколько вероятно проведение референдума о независимости Приднестровья по аналогии с референдумом в Черногории до конца сентября, как об этом говорят приднестровские власти?
- Непризнанный президент Приднестровья Смирнов, насколько я знаю, впервые неприкрыто объявил о том, что вот этот референдум, который планируется в сентябре, будет организован под давлением Москвы. То, что референдум состоится, по моему мнению, очень вероятно. Конечно, международное сообщество его не признает, Кишинев тоже не признает, но, судя по последним событиям, Москва пытается укрепить свои позиции в Приднестровье, открыто говоря о помощи Тирасполю - и экономической, и политической.
- В четверг председатель ОБСЕ Карл де Гухт в Кишиневе недвусмысленно высказался за вывод российских войск из Приднестровской автономной республики и заявил, что Евросоюз готов выделить на эти цели 10 миллионов евро. По словам приднестровского лидера Игоря Смирнова, от Москвы в ближайшее время непризнанная республика получит кредит на 15 миллионов долларов, а позже еще на 200 миллионов на поддержку промышленности. По вашему мнению, имеет ли Россия моральное право вмешиваться таким, например, финансовым образом в ситуацию в Приднестровье?
- Россия считает, что имеет полное право, потому что известны еще прошлогодние заявления президента Путина о том, что Россия не бросит в беду своих соотечественников. То, как это делает Москва, в Кишиневе не приемлют. Кишинев считает, что он создает все условия для нормальной работы экономических агентов в Приднестровье, новый таможенный режим - это не блокада, как утверждают в Москве и в Тирасполе, а легализация приднестровской экономики и функционирование этой экономики по общепринятым международным стандартам.