«Фонд будущих поколений» в России только планируется создать, как говорил накануне Алексей Кудрин, за счет части резервов Стабилизационного фонда, но уже не счесть предложений, как его лучше тратить. В странах, где такие фонды давно существуют, они неприкосновенны: бюджет может распоряжаться лишь малой частью прибыли от инвестирования средств фонда.
Первым из «фондов будущих поколений» в мире обычно называют «Постоянный фонд Аляски» (Alaska Permanent Fund), созданный в этом американском штате 30 лет назад. Началась его история еще в 1969 году, когда власти штата организовали аукцион, на который выставлялись лицензии на разработку аляскинских месторождений нефти и газа. Он принес 900 миллионов долларов - астрономическую по тем временам, сумму, в пять раз превышавшую годовой бюджет Аляски. Начались споры, что делать с этими деньгами? В итоге было решено потратить эти деньги на ряд капитальных проектов и социальных программ в течение пяти лет.
Постоянный фонд Аляски
К 1975 году от 900 миллионов долларов, вырученных на аукционе, почти ничего не осталось. И хотя реализованные на эти деньги проекты дали весьма заметные результаты, жители Аляски в целом считали, что власти распорядились деньгами неправильно.
«Вот тогда-то и возникла идея, чтобы 25% будущих доходов штата, получаемых от разработки на его территории не только нефти, но и других природных ресурсов, инвестировались бы в некий постоянный фонд. В 1976 году на референдуме более 70% жителей Аляски поддержали это предложение. Так и появился «Постоянный Фонд Аляски», правила управления которым с тех пор закреплены в Конституции штата», - говорит сотрудница корпорации, управляющей фондом, Лора Ачи.
В этот фонд ежегодно переводится 25% всех налогов и рентных платежей, которые штат получает от нефтяных компаний, и они, разумеется, разнятся год от года, поясняет Лора Ачи. Остальные 75% идут в бюджет штата.
Но самая интересная особенность фонда в том, что его можно считать фондом не только будущих поколений, но и нынешних. В прямом смысле. Ежегодно каждый житель штата получает из этого фонда определенную сумму. Она рассчитывается по специальной формуле, которая известна всем, и зависит не от текущих цен на нефть, а от того, какую реальную прибыль принесло инвестирование средств фонда за минувший год. Например, в 2005 году каждый житель Аляски получил из этого фонда 845 долларов – меньше, чем годом ранее (920 долларов), хотя цены на нефть выросли.
«Конституция штата гласит: сам фонд должен оставаться в неприкосновенности, - продолжает Лора Ачи. - По усмотрению законодателей штата, использоваться может лишь тот реальный доход, который приносит инвестирование средств фонда. До сих пор эти деньги шли только на выплату дивидендов жителям Аляски и на реинвестирование в сам фонд».
Сегодня, впрочем, обсуждается идея, как разделить и эти деньги – между жителями и бюджетом. Управляющие фондом предложили ограничить ежегодные траты в целом суммой, составляющей не более 5% средней рыночной стоимости фонда за последние пять лет. «Когда эта идея была впервые высказана, тут же возникли вопросы: какая именно часть из этих 5% пойдет на выплату дивидендов жителям? Губернатор штата и некоторые законодатели предлагают, чтобы одна половина шла на выплаты жителям Аляски, а вторая - в бюджет штата. Другие предлагают иное соотношение - 60:40. Но политики так пока и не договорились, и мы по-прежнему пользуемся старой системой выплаты дивидендов»,- заключает Лора Ачи. Чтобы получить право на дивиденды, человек обязан прожить на Аляске, как минимум, один год. Более того, ежегодно он должен находится на территории штата не менее 180 дней.
Объем «Постоянного фонда Аляски» сегодня – 34 миллиарда долларов, то есть вдвое меньше Стабилизационного фонда России, но – всего на 660 тысяч жителей штата. Условно, по 52 тысячи долларов на каждого. Это почти на 10 тысяч долларов больше, чем ныне приходится на каждого жителя в Норвегии, хотя сам по себе норвежский фонд «будущих поколений» - крупнейший в мире. На сегодня в нем более 200 миллиардов долларов, втрое больше, чем в российском Стабилизационном фонде. Норвегия – третий в мире производитель нефти, после Саудовской Аравии и России.
Пенсионный фонд Норвегии
«Нефтяной фонд» Норвегии (Petroleum Fund), как он тогда назывался, был учрежден на 15 лет позже, чем подобный на Аляске - в 1990 году, решением парламента. В отличие от американского штата, никакие дивиденды из этого фонда жителям Норвегии не выплачиваются. «Во-первых, деньги понадобятся для грядущих пенсионных расходов. В недалеком будущем доля пожилых людей в норвежском обществе значительно возрастет, и чтобы выплачивать им достойные пенсии, деньги необходимо откладывать уже сейчас, - говорит советник Министерства финансов Норвегии Андерс Ланде. – Во-вторых, норвежские политики не хотят, чтобы использование «нефтяных» денег привело к «перегреву» нашей экономики. Курс норвежской кроны пойдет вверх, возникнут проблемы с процентными ставками, наши компании не смогут конкурировать с компаниями других стран».
С 1 января 2006 года в Норвегии были объединены два национальных фонда – нефтяной и пенсионный. И единый фонд называется теперь «Правительственным пенсионным фондом» (Government Pension Fund). «Смена названия символизирует цели, во имя которых делаются эти накопления, - продолжает Андерс Ланде. - Это не значит, конечно, что все деньги фонда пойдут только на пенсионные выплаты, но таким образом мы подчеркиваем, что в будущем возникнет большая потребность в этих средствах, и было бы неплохо накапливать их уже сейчас».