Визит Барака Обамы в Анкару и Стамбул рассматривается в Турции не только как возможность открыть новый этап американо-турецких отношений, но и как шаг к разрешению чуть ли не всех проблем региона. На чем основаны эти ожидания, в интервью корреспонденту Радио Свобода объясняет стамбульский международный обозреватель Мехмет Инанч.
— Несколько недель назад родной брат Барака Обамы, Джордж, побывал в Стамбуле. Он совершил молитву в мечети Султана Ахмеда, о чем сообщали местные средства массовой информации. В Турции всячески подчеркивают мусульманские корни американского президента, называют Барак Хусейн и считают почти "своим". Это обеспечивает Бараку Обаме симпатии значительной части верующего населения. Складывается мнение, что он — именно тот человек, который способен преодолеть противоречия между Западом и исламским миром.
Значение визита Обамы в Турцию переоценить сложно — каждый ждет от него своих результатов. Бизнесмены, например, выступают за отмену таможенных пошлин и предлагают построить на юго-востоке Турции бестаможенные индустриальные зоны, что повлечет за собой увеличение экспорта в США и будет способствовать развитию региона, где проживает курдское население. Курды уверены, что Обама поможет добиться им некоторых уступок со стороны турецких властей. Единственная в Турции легальная Курдская Партия Демократического Общества подготовила к визиту Обамы предложения о создании "демократической автономии" курдов. Оппозиционная Народно-республиканская партия озабочена усилением роли исламистов в обществе. Вашингтон всегда подчеркивал, что хотел бы видеть своего партнера по НАТО светской демократической страной, поддерживающей хорошие отношения с Ближним Востоком. Накануне приезда в Анкару Обама заявил, что поддерживает стремление Турции вступить в Европейский Союз. Этот шаг горячо приветствуют в турецком обществе, что еще раз доказывает, что все опасения, связанные с исламизацией Европы после принятия Турции в ЕС, сильно преувеличены.
— Как складываются отношения между Турцией и США в последнее время, удовлетворены ли качеством американо-турецкого диалога в Анкаре?
— В последнее время в Турции наблюдался рост антиамериканских настроений. Теория однополярного мира, которую активно внедряла в жизнь прежняя американская администрация, политика США на Ближнем Востоке, разжигание ненависти к мусульманам во всем мире, — все это не могло не повлиять на настроения людей. Участились митинги протеста, участники которых требовали бойкотировать американскую продукцию, одна из самых популярных детских онлайн-игр — в избиение Джорджа Буша. Однако складывается впечатление, что новая американская администрация пытается исправить ошибки прежней. Один из самых щекотливых моментов визита — отношение американского президента к вопросу так называемого "геноцида армян" в Османской империи. Представители армянского лобби США полагают, что следствием этого визита может стать открытие турецко-армянской границы. По мнению некоторых аналитиков, такой шаг может послужить отправной точкой нового этапа взаимоотношений не только между двумя странами, но и между всеми странами региона — возможно, стороны начнут переговорный процесс без признания событий 1915 года геноцидом. Однако за кулисами остается слишком много неразрешенных вопросов, в том числе и карабахский.
— Как повлияет визит американского президента на отношения Турции и НАТО?
— Как ни странно, юбилейный саммит НАТО почти не освещался в турецкой прессе. Это говорит о том, что в отношениях между партнерами не все так уж безоблачно. Турция с неохотой поддержала кандидатуру датского премьер-министра Фога Расмуссена на пост нового генерального секретаря. Причина — в позиции Расмуссена во время скандала вокруг публикации в датских газетах карикатур на пророка Мухаммеда, когда датский премьер отказался запретить публикацию карикатур, сославшись на свободу слова. Это вызвало многотысячные митинги протеста во всем мусульманском мире.
Существуют и нерешенные проблемы в отношениях между союзниками. Например, американцы хотят увеличить количество турецких солдат в Афганистане, что расходится с интересами Турции. Наши власти предлагают политическое решение проблемы: строительство школ, развитие демократических институтов, привлечение движения "Талибан" к переговорному процессу. США до сих пор не приняли действенных мер для того, чтобы помочь нашей стране уничтожить военные базы курдских сепаратистов на севере Ирака. Одна из главных проблем — ядерная программа Ирана. В турецких газетах появилось интересная карикатура: иранский мулла открывает компьютер, а там лицо Обамы, который хочет записаться к нему в друзья.
Несмотря на то, что Иран недавно отклонил возможность посредничества Анкары между Тегераном и Вашингтоном, Турция все же может играть роль "посыльного". Турецкие политики стараются с максимальной выгодой использовать процессы, происходящие в непосредственной близости от границ страны, чтобы поднять ее авторитет и показать исключительную значимость. Обама не может не оценить вклад, который Турция вносит в установление мира. После принятия решения о закрытии базы ВВС США в Киргизии американская база в Инджирлике автоматически стала рассматриваться в качестве альтернативы.
— Повлияет ли визит Обамы на отношения между Турцией и Россией?
— Отношения между странами очень теплые, неслучайно в Турции россиян называют "канка", то есть "приятель", "друг". Торговый оборот между странами достиг 28 миллионов долларов. Инвесторы, строители, промышленники едут в Россию. Однако в XXI веке одним из определяющих факторов развития отношений становится энергетика. Турции нужны энергоресурсы, и она получает до 65 процентов необходимого ей газа из России. Когда в январе текущего года разразился газовый скандал между Россией и Украиной, начался поиск альтернативных путей поставок топлива. Важный для Евросоюза проект газопровода Nabucco, проходящего по турецкой территории, рассматривался чуть ли не в качестве спасательного круга. Но не так давно делегация "Газпрома" прибыла в Анкару для возобновления переговоров по газопроводу "Голубой поток-2", который, как планируется, пройдет по дну Черного моря в обход Украины параллельно уже действующей магистрали. Однако России нельзя забывать, что Турция желает играть не последнюю роль на Кавказе. У нас сложились хорошие отношения с Грузией. После августовский событий в Южной Осетии премьер-министр Реджеп Эрдоган выдвинул идею пакта мира и стабильности на Кавказе, однако реакции Москвы на это предложение пока нет.