Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Сочи Марина Тимашева.
Арслан Саидов: В Сочи на кинофестивале "Кинотавр" продолжается показ конкурсных фильмов. Вслед за дебютантами в соревнование вступили признанные мастера.
Марина Тимашева: Любовь и тоталитарный режим - с некоторой натяжкой можно сказать, что этой темой объединены три фильма конкурсной программы "Кинотавра". Но картину Валерия Рубинчика "Нанкинский пейзаж" от двух других хочется отделить. Это очень странный фильм, который разные люди и поняли по-разному. Одни - как историю разведчика, засланного из СССР в Китай, влюбившегося в китаянку, тем самым нарушившего правила и за это поплатившегося. Другие думают, что это фильм об идолопоклонничестве, о том, что рабство не хочет выдавливаться из людей. Третьих более всего заинтересовал детективный сюжет. Правы все, но по воздействию на зрительный зал этот невероятно красивый фильм более всего напоминает "Любовное настроение" Вонга Кар-Вая. И главное в нем - это вечный сюжет любви, измены и мужского соперничества, который только усилен обстоятельствами места и времени действия - Советским Союзом 50-х годов.
Действие фильма Александра Рогожкина "Перегон" происходит в 1942 году на Чукотке. Местный аэродром принимает пригнанные из Америки по ленд-лизу самолеты. Их пилотируют девушки. Естественно было бы ожидать любовных историй, тем более смешных и трогательных, что юноши и девушки говорят на разных языках. В "Кукушке" Александр Рогожкин пошел этим путем и победил. Однако здесь он, видимо, не хотел самоповтора и обманул зрительские ожидания. Судя по всему, его интересовала жизнь большого числа людей в замкнутом пространстве, но намерение осталось нереализованным. Из двух часов экранного времени 1 час 40 занимает экспозиция, а на последних 20 минутах невесть откуда образовывается детективный сюжет. Фильм этот тем не менее смотреть не сложно, потому что в нем много фирменного рогожкинского юмора, знакомого по "Особенностям национальной охоты", а присутствие в картине чукчей, как вы понимаете, позволяет этому юмору проявиться сполна.
Как серия коротких анекдотов и смешных реприз развивается поначалу фильм Юлия Гусмана "Парк советского периода". Современный герой попадает в закрытый санаторий, такой советский "Диснейленд". Здесь за доллар дают 62 копейки и создают иллюзию счастливой советской жизни. Впрочем, она длится ровно до той поры, пока герой принимает правила игры. Смысл фильма тоже ясен - страна и люди оказались между молотом советского режима и наковальней бандитского капитализма. На выходе из парка советского периода героя поджидают братки на "джипах". Юлий Гусман все время играет в цитаты из старых фильмов - от "Кубанских казаков" до тех же "Особенностей национальной охоты", и многие люди играют самих себя: Кобзон, например, Кобзона, а Карпов - Карпова. Увы, у фильма Юлия Гусмана нет чувства меры и вкуса, а потому он выглядит еще более картонным, чем сами "Кубанские казаки". Пародия на пародию - занятие не слишком благодарное.