Ссылки для упрощенного доступа

Нападение на члена политсовета движения "Солидарность"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Андрей Шароградский: Член политсовета оппозиционного движения "Солидарность" Елена Васильева, на которую напали в поезде Тамбов-Москва, находится в палате обще терапии железнодорожной больницы Мичуринска. Сейчас она чувствует себя нормально. В интервью Радио Свобода Елена Васильева рассказала, что в больницу ее доставили с сердечным приступом, который случился из-за "очень профессиональног" удара в грудь. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Член политсовета "Солидарности" Елена Васильева возвращалась с учредительной конференции движения в Тамбове. По словам Васильевой, мужчина, ударивший ее в грудь в тамбуре поезда Тамбов - Москва, весь день следил за ее передвижениями в городе. Также она заметила его на перроне перед отправлением поезда - мужчина стоял рядом с милиционерами, которые пытались задержать Елену и доставить ее в отделение. Эти подробности Елена рассказала Радио Свобода, еще находясь в палате общей терапии железнодорожной больницы Мичуринска.

Елена Васильева: В момент, когда меня провожали, сотрудники ППС ко мне обратились сразу по имени-отчеству, обратились с вопросом, чтобы я показала свои документы. Я им показала. Они хотели, чтобы я вошла в здание вокзала, в отделение милиции. Я отказалась. Сзади меня стоял молодой человек, то есть их двое стояло в штатской одежде, в конечном итоге, один из них подошел к этому сотруднику, который меня задержал, что-то шепнул на ухо. ППСник говорит, если не надо, зачем мне это надо. В результате меня отпустили.
Потом я увидели дважды проходящего товарища в штатском по вагону. В момент, когда я приехала в Мичуринск, я вышла в тамбур, закончила курить, разворачиваюсь, он открывает дверь в тамбур, в этот момент никого не было, он просто правой рукой бьет меня в грудь чуть выше сплетения. Удар мастерский. Приостановил работу сердца. Я в этот момент набрала воздуха, за 3 минуты до отхода поезда, я просто схватила свои вещи, выскочила из вагона, бегом к медпункту. Там была вызвана "скорая помощь". Меня уже доставили в больницу в реанимацию.

Любовь Чижова: Нападения на российских оппозиционеров происходят с пугающей регулярностью, говорит исполнительный директор "Объединенного гражданского фронта" Денис Билунов. Он напоминает, что не так давно был избит еще один представитель "Солидарности" правозащитник Лев Пономарев, и призывает правоохранительные органы более тщательно расследовать все подобные происшествия.

Денис Билунов: Должен констатировать, что в последние несколько месяцев наша жандармерия (люди, которые занимаются политическим сыском) совершенно распоясалась. Нападения происходят регулярно. Тот случай, который недавно произошел со Львом Пономаревым, конечно, вписывается в эту цепь печальных событий, не говоря уже об убийствах. Убийство адвоката Маркелова в этом ряду, цепь нападений на журналистов в Химках - все эти факты, конечно, каждый из них можно отдельно рассматривать и говорить, что это дело остается недоказанным, нераскрытым, может быть, бытовые какие-то проблемы. Конечно, с точки зрения, права, если говорить сухим языком закона, наверное, все так. Но факт остается фактом. Слишком часто и уже просто чуть ли не каждую неделю происходят подобного рода инциденты. Мне кажется, что здесь трагическая закономерность, которую мы можем констатировать.

Любовь Чижова: Эксперт центра "Панорама" Владимир Прибыловский объясняет нападения на российских оппозиционеров низкой политической культурой и непрофессионализмом милиции.

Владимир Прибыловский: Их можно назвать кремлеохранительными, но нельзя назвать правоохранительными. Они не защищают ни право вообще, ни права граждан. Кроме того, есть еще различные частные причины. Какой-то активист политической организации становится неугоден даже не Кремлю, а просто политическому прокремлевскому активисту на каком-нибудь региональном уровне, местном уровне, то есть человека в общественном ранжировании примерно такого же ранга, как и тот, которого избивают. Вот он нанимает гопников, и они избивают. Это происходит сплошь и рядом. Кремль просто смотрит на это сквозь пальцы. Он считает это вполне допустимым методом политической борьбы. Увы, впрочем, как и общество. Достаточно посмотреть отклики в "Живом журнале", например, на любое избиение в том или ином политическом лагере.

Любовь Чижова: Понятно, что основная цель этих всех избиений - это напугать людей.

Владимир Прибыловский: Да, люди слабы. У людей есть семьи. Кого-то можно, а кого-то - нет. Это все зависит от обстоятельств, от личной твердости человека, от его системы приоритетов, что ему в жизни важнее - политический активизм или здоровье.

Любовь Чижова: Российская оппозиция станет крепче после этого?

Владимир Прибыловский: Она станет не слабее и не крепче. Она станет злее.

Любовь Чижова: Это было мнение политолога Владимира Прибыловского. Между тем российские оппозиционеры продолжают получать угрозы. Руководителю тамбовской "Солидарности" Валерию Сытнику пришло послание, в котором его обещают избить как Льва Пономарева, спались квартиру или взорвать штаб. Письмо подписано некими "Молодыми волками демократии". В Тамбове про такую организацию раньше не слышали.
XS
SM
MD
LG