Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Михаил Соколов и Георгий Кобаладзе.
Кирилл Кобрин : В Санкт-Петербурге открылся 10-й Международный экономический форум. В его работе участвуют около 3 тысяч человек - руководители крупнейших российских и зарубежных компаний, представители мировых финансовых институтов, а также главы ряда государств. Среди основных тем обсуждения - проблемы глобализации и конкурентные преимущества развивающихся стран. На открытии форума выступил президент России Владимир Путин. На форуме работает наш корреспондент Михаил Соколов. Сейчас он по телефону в прямом эфире.
Михаил, здравствуйте.
Михаил Соколов : Добрый день.
Кирилл Кобрин : Давайте начнем основных вопросов, которые сейчас в Петербурге обсуждаются. Если я не ошибаюсь, первой обсуждается так называемая «глобализация»?
Михаил Соколов : Да, действительно, тема глобализации - то была тема пленарного заседания. На этом пленарном заседании была очень любопытная дискуссия, тон которой задали шведские экономисты. Они в таком профессорском стиле объясняли руководителям правительства и другим экономистам, коллегам своим, каковы современные тенденции развития глобализации, как открываются рынки, какие возможности, собственно, будут у современных экономик и у экономик стран, которые сейчас без стеснения называют развивающимися. В отличие от прежней терминологии "развивающиеся страны" - это, прежде всего, такая большая четверка: Бразилия, Россия, Индия и Китай.
Собственно, я только что разговаривал с заместителем председателя правительства России Александром Жуковым, он очень высоко оценил доклад шведских специалистов, которые показали на примерах, что совершенно бессмысленно в условиях глобализации гнаться за теми, кто уже что-то достиг в какой-то отрасли экономики. Например, за Китаем России гнаться в производстве дешевого ширпотреба, действительно, бессмысленно. Как сказал Жуков, например, также глупо пытаться догнать самостоятельно упущенное в конце век в информационных технологиях. Надо брать то, что есть". Сейчас России, пользуясь этими рецептами, следует искать какие-то абсолютно новые сферы. Как подчеркнул в интервью Радио Свобода Александр Жуков, это такие сферы, как, например, авиастроение, в котором есть определенные успехи, космическая отрасль. Особенно он надеется на такие сферы, как био- и нанотехнологии. Туда могут быть направлены дополнительные инвестиции, которые даст сырьевая отрасль российской экономики.
Собственно, в связи с этим был и доклад заместителя председателя правительства России Дмитрия Медведева, которого многие считают одним из потенциальных наследников Владимира Путина. Доклад не очень, я бы сказал, яркий, но, возможно, и нелюбопытный, поскольку там была программа, что, собственном, может делать Россия. Медведев опроверг тезис о том, что разных стартовые возможности предопределяют отставание этих стран, которые поздно начали реформу. Он считает, что у России есть преимущества. Есть возможность привлекать инвестиции. Кроме того, спрос населения на некоторые товары растет по мере уровня жизни. Есть время на адаптацию. Медведев предлагает использовать креативность, как он выразился, россиян - предлагать миру свои интеллектуальные услуги, использовать природные ресурсы лучше гораздо, увеличивая глубину переработки, создать условия для прихода частного капитала в инфраструктуру, способствовать созданию в России компаний, которые не будут монополиями на внутреннем рынке, благодаря конкуренции с транснациональными компаниями. Но государство должно принимать меры для их внешнего продвижения на мировые рынки, снимать преграды для движения товаров и услуг в инвестиции, то есть участвовать во Всемирной торговой организации на основе справедливых правил торговли. Естественно, Дмитрий Медведев рекламировал то, что он называет долгосрочными инвестициями - человека, то есть более высокие стандарты официальные на россиян через реализацию нацпроектов, расходы на которые, как он обещает, достигнут вскоре 30 процентов бюджетных затрат России.
Кирилл Кобрин : В рамках форума сегодня вечером пройдет давно ожидавшаяся встреча президентов России и Грузии - Владимира Путина и Михаила Саакашвили. О том, чего ждут в Грузии от этой встречи наш корреспондент Георгий Кобаладзе.
Георгий Кобаладзе: Президенты Грузии и России, Михаил Саакашвили и Владимир Путин, встречались три раза - два раза в Москве и один раз в Казани. Кроме того, они 13 раз говорили по телефону. Нынешняя, четвертая по счету встреча считается самой важной, поскольку противоречия между Москвой и Тбилиси достигли беспрецедентной глубины и сложности. Особенно в части проблемы территориальной целостности Грузии.
Как известно, недавно министр иностранных дел России, а также официальный представитель МИД Российской Федерации поставили под сомнение способность Тбилиси контролировать территории Абхазии и Южной Осетии.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе в преддверии встречи президентов выступил со специальным заявлением и особо подчеркнул, что именно проблемы Абхазии и Южной Осетии (а не грузинских вин и минеральной воды «Боржоми») станут главной темой переговоров Путина и Саакашвили.
Тем не менее, многие авторитетные грузинские политики и эксперты не скрывают своего скептицизма. Председатель Парламентского комитета по международным делам Константин Габашвили заявил в интервью Радио Свобода, что не ждет от встречи ничего нового.
Константин Габашвили: У меня низкие ожидания. Если даже будут серьезный подвижки, это будет личное решение господина Путина, а все остальные структуры внизу, по вертикали, они не готовы к серьезным подвижкам. Это и есть проблема, которая будет обсуждаться. Посмотрим... не могу сказать. Ожидания у меня минимальные.
Георгий Кобаладзе: Столь же скептически настроен и один из лидеров парламентской оппозиции Леван Бердзенишвили.
Леван Бердзенишвили: Разговор, наверное, будет о том, что надо все-таки определится, говорить на более низких тонах и так далее. Но, несмотря ни на что, надежды вообще то нет.
Георгий Кобаладзе: Известный эксперт Шалва Пичхадзе считает, что встреча все-таки будет полезной.
Шалва Пичхадзе: Я ожидаю того, что отношения довольно-таки натянутые, сегодня не ухудшатся еще больше. Какого-либо прорыва я, честно говоря, не ожидаю. Но думаю, что это может стать поворотным пунктом к тому, чтобы отношения не стали бы еще хуже, поскольку ресурс ухудшения еще существует. Они все еще не достигли самой низшей точки. Поэтому, думаю, президентам удастся остановить вот это падение в грузино-российских отношениях.
Георгий Кобаладзе: Особое внимание в Грузии обращают на то обстоятельство, что встреча проходит во время экономического форума.
Возможно, тем самым Россия демонстрирует свою заинтересованность в приобретении стратегических объектов в Грузии. В ближайшее время состоятся конкурсы по приватизации ряда крупных энергетических предприятий. Кроме того, Москва неоднократно заявляла, что заинтересована в приобретении газопровода, проходящего по территории Грузии.