Марина Тимашева: В Московском культурном центре Дом прошел концерт, посвященный памяти его создателя – Николая Дмитриева. Он сам писал: “…Надо было построить ДОМ. Очень надо. Практически безДОМные артисты стаями бродили по Москве, да и по миру их кочевало немало. Все без ДОМа. Они ждали. БезДОМная публика ждала”. Построенный Колей Дмитриевым “Дом” продолжает жить без него, сюда приезжают музыканты, приходят друзья. Передаю слово Тамаре Ляленковой.
Тамара Ляленкова: Сначала никакого “Дома” не было, а был в Москве человек, который очень любил музыку и хотел, чтобы о ней узнали, разделив его радость, как можно больше людей. Такую музыку в советской России не публиковали и почти не исполняли. Поэтому агентство “Длинные руки” стало заниматься организацией фестивалей, туров и отдельных концертов музыкантов, чьи имена были известны немногим. О Коле Дмитриеве вспоминает музыкальный критик Дмитрий Ухов.
Дмитрий Ухов: Это персонаж русской классики. Вот по Тургеневу, по Толстому, даже по Достоевскому мы знаем, что вот герой, который верит, что со всем разберется. Многое не сложится так, как он хочет, но все равно до сути дойдет.
Тамара Ляленкова: Свою просветительскую деятельность Николай Дмитриев начал с издательства. Как он сам писал, “издательская политика “Длинные руки records” заключается в документировании, публикации и дистрибуции разного рода новой и старой, забытой и неизвестной или неопознанной музыки, включая свободно импровизационную и новую компонированную, шумовую и электроакустические музыки, арс-акустику творческие, безкультовые проекты, аутентичный фольклор и традиционную внеевропейскую музыку”. Все проекты, релизы тем или иным образом связаны с Россией, российской музыкой или российскими музыкантами. Одним словом, как мировой антимейнстирим. В числе музыкантов, с которыми сотрудничал Коля Дмитриев, был и Владимир Волков - контрабас, “новый джаз” Санкт-Петербург.
Владимир Волков: С Николаем мы познакомились в конце 80-х в Петербурге, во Дворце молодежи. Он пришел к нам на репетицию со Славой Гайворонским, он принес журнал “Дело”, который тогда издавал, самиздатовский, на фотобумаге. Музыкант, когда с ним разговаривал, он понимал, что этому человеку эта музыка и он лично нужны.
Тамара Ляленкова: Когда, наконец, появился “Дом”, появилось место, куда можно приглашать друзей, не только музыкантов, художников, режиссеров. Вспоминает Людмила Дмитриева, теперь - независимый продюсер.
Людмила Дмитриева: Я всегда ему помогала. Вначале ему все помогали, кто мог, а это именно жена и дети, я извиняюсь, малолетние, и было невероятно трудно, потому что нам приходилось с Колей, помимо всей программы, и всякие секретари, курьеры - это все было очень трудно. Но потом пришел на выручку Фонд Форда и сказал: Коля, мы хотим тебе помочь. И тогда появились несколько сотрудников в Доме. И конечно, он было куча волонтеров, которые разносили флаеры, и вообще всех, кто хотел нам помогать. Эти люди приглашались, им дарились пластинки, как разменная валюта. Вот эта команда делала 4-5 концертов в неделю, плюс 6-8 фестивалей в год.
Тамара Ляленкова: Теперь концертами в “Доме” занимается Александр Марков. Он продолжает дело, начатое Николаем Дмитриевым
Александр Марков: Сейчас с развитием интернета все намного проще стало, можно все что угодно найти, скачать, послушать. Тогда это было во много раз тяжелее, надо было общаться с людьми, которые коллекционируют музыку, собирают. Это стоило дорого, был ряд сложностей. У Николая была очень богатая фонотека, огромное количество виниловых пластинок и безумное количество компакт дисков, и он все это любезно давал мне и людям, которые интересовались, слушать, пропагандировал и очень много коллективов я услышал с его подачи, с его помощью. На его примере стало понято, что если есть желание, то, в общем-то, можно достичь многого. Что, собственно, сейчас и происходит. Обладая совсем небольшими ресурсами, скажем так, мы имеем возможность раз в месяц, два раза в месяц приглашать известных, ведущих артистов мировой сцены. Причем это имена, которые сейчас вписаны во все музыкальные энциклопедии. Конечно же, опять-таки, возвращаясь к фигуре Николая Дмитриева, первые артисты приезжали по его приглашению, а он их здесь принимал, не только показывал в Москве, в Санкт-Петербурге были концерты, где-то на Украине были концерты, широкая была география достаточно, и первые люди, естественно, приезжали по знакомству с ним. Потом как-то слава распространяется, мир новой музыки не такой большой, поэтому через какое-то количество лет нас знали все больше и больше, в общем, сейчас все играющие люди знают, что есть такое место в Москве, еще ни разу никто отсюда не уезжал недовольный, потому что и публика здесь одна из лучших публик, самая образованная, дисциплинированная, думающая, чувствующая, всегда какая-то особенная атмосфера на концертах. К примеру, в Нью-Йорке нет такого места по вместимости, где исполняется подобная музыка. Есть клуб ”Стоун”, там до ста человек вместимость, там тоже проходят похожие концерты, но вместимость меньше. Поэтому это заведение, которое получилось с подачи Дмитрия, оно имеет свое лицо, в принципе, уникальное не только для Москвы и России, но и для мира.
Тамара Ляленкова: Коля Дмитриев сумел не только показать в России новую музыку из-за рубежа. Благодаря его проектам состоялось множество музыкальных встреч, событий, таких как нынешний концерт, на котором играли Владимир Волков и Мел Розенберг, саксофонист из Америки.
Мел Розенберг: Для меня смерть Николая стала не просто печалью, я почувствовал настоящий шок, потому что он был молодым человеком, полным жизни, творческих планов, которые реализовывал в самых разных областях. Мне даже трудно говорить, насколько сильно я скорбел о смерти Ника. Но, должен сказать, что прошло пять лет, вот сейчас я остановился в его доме у Людмилы, и мы говорим с ней о нем, и все чаще появится слово “радость”. Да, это был счастливый человек, потому что он занимался тем, чем хотел. Поэтому я еще раз вспоминаю знаменитую мексиканскую идею, что празднование жизни это лучший способ вспомнить человека и обратить печаль в торжество жизни.
Тамара Ляленкова: Играет Мел Розенберг, запись с концерта, посвященного памяти Николая Дмитриева.