Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие Вадим Дубнов.
Андрей Шарый: Кишиневский политолог Аркадий Барбарошие полагает, что проведение повторных или досрочных выборов не в интересах оппозиции. Партия коммунистов, президента Воронина одержала тактическую победу, которая, однако, может обернуться стратегическим поражением, считает эксперт. С ним беседовал мой коллега Вадим Дубнов.
Аркадий Барбарошие: Больших нарушений не будет обнаружено. Не будет обнаружено, потому что нарушения, как доказывают и лидеры оппозиции, не там. То, что было в урнах на выборах, было посчитано, я думаю, более-менее правильно. На самом деле как были вброшены бюллетени в урны - вот, скорее всего, вопрос, который нужно внимательно расследовать. От 10 до 30% сфальсифицированных голосов находятся там. Это и "мертвые души", которые проголосовали, это и мигранты, которые тоже проголосовали здесь, это люди, которые голосовали несколько раз. В бюллетене все чисто, а кто-то голосовал дважды, трижды, четырежды.
Я думаю, что решение конституционного суда будет примерно следующим: незначительные нарушения не повлияли на исход выборов. Скорее всего, оппозиция согласится с этим - возьмет мандаты и пойдет в парламент. Я думаю, что дальше будет продолжать исследовать списки, попытается использовать этот аргумент в качестве постоянного давления на партию коммунистов. Но, я думаю, объективно оппозиция заинтересована сейчас в повторных выборах. Потому что та разнузданная компания, которая развязана в средствах массовой информации правящей партией, она полностью использовала события 7 апреля, разрушение здания парламента и президентуры, это повлияло сильно на общественное мнение. Сейчас партия коммунистов может получить и 70, и 80% голосов в случае повторных выборов.
Вадим Дубнов: Тактическая победа Воронина кажется бесспорной. В стратегическом плане он улучшил свое положение или у него, возможно, проблемы в дальнейшем?
Аркадий Барбарошие: Та линия, которую выбрал сейчас президент Воронин, она тактически выигрышна для его партии в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе это тупик, потому что эта линия ведет к поляризации общества, не ведет к его дальнейшей консолидации. Это тупик, потому что Воронин сейчас выстраивает внутренних врагов и внешних врагов также. Эта линия бесперспективна. Даже представители партии коммунистов в частных беседах говорят о бесперспективности этой линии, потому что на вопрос "а дальше что?" ответа нет.
Вадим Дубнов: Вот этот промежуток - от выборов до выборов - это продолжение его успеха или падение популярности, по-вашему?
Аркадий Барбарошие: Это зависит от многих факторов. Контроль над массмедиа в значительной степени влияет на общественное мнение, влияет на электорат. Если ситуация и дальше так будет продолжаться, то, скорее всего, его рейтинг будет достаточно высок. Хотя, если вы посмотрите на опросы общественного мнения, рейтинг Воронина, начиная с 2003 года, медленно, но неуклонно падал: порядка 73%, кажется, максимальный, то сейчас - порядка 40 с чем-то процентов. Ближайшие оппоненты и близко не подходят, потому что на втором месте там же представитель компартии, это Лупу. На третьем-четвертом месте, начиная с 2007 года, постоянно мэр города Кишинева господин Киртоакэ. Высокий рейтинг Киртоакэ обусловлен, конечно же, протестным общественным мнением.
Вадим Дубнов: Сейчас по тому соотношению голосов, которое вроде должно быть узаконено, Воронину не хватает одного голоса для того, чтобы провести собственного президента. Может этот дефицит быть ликвидирован в процессе окончательного подсчета?
Аркадий Барбарошие: Я думаю, что психологически оппозиция даже приветствовала бы такой... не открыто, но приветствовала бы такой исход. Потому что, с одной стороны, это не заставляет оппозицию искать среди членов парламента кого-то, кто голосовал бы за кандидата коммунистов, президента. Если подсчет не даст дополнительного голоса в пользу коммунистов, я сомневаюсь, что он даст, потому что это будет скандально несколько, я думаю, что ей придется искать кого-то из своих, кто бы поддержал кандидата президента, во всяком случае, ей более выгодно такое решение, нежели повторные или досрочные выборы.
Воронин объявил еще 5 апреля, что он не будет договариваться с партиями оппозиционными, которые пройдут в парламент, но он будет искать поддержку среди членов фракций, то есть он будет говорить персонально с каждым, с некоторыми с членами парламента.