В Китае сегодня открылся саммит Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Китай, Россия и четыре центральноазиатских государства СНГ - Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Главное, что вызывает интерес к сегодняшнему событию в международном сообществе, - это участие в саммите иранского президента Махмуда Ахмадинеджада.
Саммит Шанхайской организации сотрудничества будет юбилейным, пятым по счету. Здесь, в Шанхае, пять лет назад была учреждена сама ШОС, а 10 лет назад здесь же было подписано соглашение между пятью странами – Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном - об укреплении доверия в военной области в районе границы. Это и стало отправной точкой для создания многостороннего объединения, к которому спустя пять лет присоединился и Узбекистан. За последние годы в качестве наблюдателей к ШОС присоединились Монголия, Пакистан, Индия и Иран. Сегодня лидеры этих стан, а, кроме них, еще и президент Афганистана Хамид Карзай, приглашены для участия в саммите.
Однако обостренный интерес к нынешней встрече в первую очередь вызывает появление среди лидеров ШОС президента Ирина Махмуда Ахмадинеджада. Иранский лидер настаивает на приеме своей страны в качестве полноправного члена ШОС, и это вызывает очевидные подозрения со стороны Соединенных Штатов. Недавно министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил недоумение тем, что в ряды организации, одной из целей создания которой является борьба с терроризмом, готовится вступить поддерживающий международный терроризм Иран. Одновременно Казахстан заявил о нецелесообразности немедленного расширения ШОС. С аналогичными, хотя и не слишком последовательными заявлениями выступили и официальные представители киргизского руководства.
В Москве также дали понять, что на саммите в Шанхае вопрос о расширении ШОС обсуждаться не будет. Тем не менее, определенная обеспокоенность на Западе в связи с участием Махмуда Ахмадинеджада во встрече лидеров организации, возглавляемой Москвой и Пекином, остается. И есть также информация, что руководители Китая, пригласившие иранского президента, а также российский президент хотели бы избежать возможного конфуза в случае резких антиамериканских заявлений, с которыми может выступить сегодня в Шанхае иранский гость. Очевидно, что Тегерану дали знать о наличие подобной обеспокоенности.
Сегодня с Ахмадинеджадом встретится Владимир Путин, примет его и председатель Китайской народной республики Ху Цзиньтао. У Путина кроме того состоится двусторонняя встреча с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом, президентом Монголии Энхбайаром и, разумеется, с Ху Цзиньтао.
Представители кремлевской администрации дают понять, что ШОС настойчиво будет позиционировать себя, как организация, способная самостоятельно решать проблемы, возникающие в зоне ее ответственности – то есть на территории, на которой проживает более половины населения земного шара. При этом ШОС не собирается конкурировать со всеми внерегиональными силами и собирается на равноправной основе сотрудничать с ними. И вместе с тем ШОС вовсе не намерена слушать подсказки со стороны в решении стоящих перед ней задач. Нет нужды говорить, что этот намек адресован в первую очередь Соединенным Штатам.
Итоговыми документами саммита ШОС станут декларация пятилетия ШОС, заявление о международной информационной безопасности, совместное информационное сообщение, а также три соглашения: о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий; сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов и проникновения на территорию государств - членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности; и о технической защите информации в региональной антитеррористической структуре ШОС, штаб-квартира которой находится в Ташкенте. Кроме того, будет упразднен пост исполнительного секретаря ШОС, вместо которого вводится пост генерального секретаря. На период с 2007 по 2009 год его займет представитель Казахстана.