В московском Музее Востока открылась выставка "Спасенные сокровища древней Фракии". Все экспонаты этой выставки предоставлены известным болгарским коллекционером Василом Божковым, который многое делает для того, чтобы вернуть в Болгарию вывезенные из его страны археологические находки.
Земля Болгарии хранит множество неисследованных древних захоронений и ненайденных кладов. При этом археологам приходится работать буквально наперегонки с так называемыми "черными копателями", которые заинтересованы только в одном - найти сокровища и выгодно сбыть их. То, что артефакт становится в таком случае безымянным, лишенным контекста; то, что уничтожаются культурные слои и их уже невозможно исследовать, - все это мародеров не заботит. Найденное ими попадает на внутренний нелегальный рынок или на аукционы других стран.
В Болгарии многие бьют тревогу: частные коллекционеры подстегивают такой запрещенный бизнес - не было бы спроса, не стало бы и предложения. В фантастическом по красоте и полноте собрании Васила Божкова - именно такие, почти безродные предметы. Здесь, к примеру, нет указаний, где они обнаружены, и что лежало рядом с каким-нибудь шлемом или золотым набором конской сбруи.
- Это огромная проблема, - признает в интервью Радио Свобода Тигран Мкртычев, заместитель директора Музея Востока. - Частная коллекция Васила Божкова действительно собрана не всегда из обычных раскопок. Но здесь есть два момента. С одной стороны, конечно, это осуждается. С другой стороны, Васил Божков старается собрать , отреставрировать и, в конце концов, выставить и сохранить для своей страны вещи, которые, в общем, так или иначе, разойдутся по аукционам, уедут из Болгарии. Как вы видите, он не только сохраняет для своей страны, но и популяризирует их.
- Каков комплекс предметов? Какие эпохи, века он представляет? Какие культуры?
- Выставка в залах нашего музея дает представление о культуре древнего региона Фракии. Это территория современной Болгарии примерно с Х века до нашей эры по римское время - I, II, III века нашей эры. Здесь наиболее ранняя вещь - это меч. Очень интересный бронзовый меч с золотой обкладкой на рукояти. Это не случайно. Дело в том, что, по словам "отца истории" - Геродота, фракийцы были одним из самых многочисленных народов; Геродот их сравнивал по численности с индийцами. И только в связи с тем, что они не создали единого государства, считается, что Фракия осталась в тех пределах, в которых находится территория Болгария. Это очень воинственный народ, очень мужественный.
Большая часть экспонатов - это пиршественная посуда V - IV веков до нашей эры. Фракийские цари, которые собирали... Был даже такой специальный термин "сотрапезник царя". Большая часть всех политических, социальных вопросов решались за столом. И вот, что вы видите перед собой, такие необычной формы сосуды - это знаменитые ритоны, патрубки со скульптурным навершием в форме рога. Внизу находится небольшое сливное отверстие. Этот сосуд использовался двумя способами. Человек мог струю вина направлять себе прямо в рот - а с другой стороны пирующий держал в руке чашу и наливал. Вино вспенивалось и создавало своеобразный эффект.Сами по себе золотые и серебряные сосуды говорили о социальном статусе владельца. То, что вы видите, это действительно царские вещи, которые принадлежали знатным фракийцам...
Древняя Фракия находилась на перекрестке разных влияний - греческих, скифских, а позже римских. Именно это обстоятельство, - как полагает старший научный сотрудник Института археологии Болгарской Академии наук Гергана Кабакчиева, - объясняет, почему во фракийской коллекции Васила Божкова такие разностилевые предметы, отражающие культы разных народов:
- Во Фракии было много божеств. Во фракийских землях они имели другой смысл, другие функции. Например, Аполлон - самый красивый бог греческого Пантеона. Но в некоторых областях Фракии он был самый главный бог. В этом случае появлялись надписи: "Аполлон спаситель".
Что ж, на фракийской земле пришлого бога явно повысили в ранге.
Земля Болгарии хранит множество неисследованных древних захоронений и ненайденных кладов. При этом археологам приходится работать буквально наперегонки с так называемыми "черными копателями", которые заинтересованы только в одном - найти сокровища и выгодно сбыть их. То, что артефакт становится в таком случае безымянным, лишенным контекста; то, что уничтожаются культурные слои и их уже невозможно исследовать, - все это мародеров не заботит. Найденное ими попадает на внутренний нелегальный рынок или на аукционы других стран.
В Болгарии многие бьют тревогу: частные коллекционеры подстегивают такой запрещенный бизнес - не было бы спроса, не стало бы и предложения. В фантастическом по красоте и полноте собрании Васила Божкова - именно такие, почти безродные предметы. Здесь, к примеру, нет указаний, где они обнаружены, и что лежало рядом с каким-нибудь шлемом или золотым набором конской сбруи.
- Это огромная проблема, - признает в интервью Радио Свобода Тигран Мкртычев, заместитель директора Музея Востока. - Частная коллекция Васила Божкова действительно собрана не всегда из обычных раскопок. Но здесь есть два момента. С одной стороны, конечно, это осуждается. С другой стороны, Васил Божков старается собрать , отреставрировать и, в конце концов, выставить и сохранить для своей страны вещи, которые, в общем, так или иначе, разойдутся по аукционам, уедут из Болгарии. Как вы видите, он не только сохраняет для своей страны, но и популяризирует их.
- Каков комплекс предметов? Какие эпохи, века он представляет? Какие культуры?
- Выставка в залах нашего музея дает представление о культуре древнего региона Фракии. Это территория современной Болгарии примерно с Х века до нашей эры по римское время - I, II, III века нашей эры. Здесь наиболее ранняя вещь - это меч. Очень интересный бронзовый меч с золотой обкладкой на рукояти. Это не случайно. Дело в том, что, по словам "отца истории" - Геродота, фракийцы были одним из самых многочисленных народов; Геродот их сравнивал по численности с индийцами. И только в связи с тем, что они не создали единого государства, считается, что Фракия осталась в тех пределах, в которых находится территория Болгария. Это очень воинственный народ, очень мужественный.
Большая часть экспонатов - это пиршественная посуда V - IV веков до нашей эры. Фракийские цари, которые собирали... Был даже такой специальный термин "сотрапезник царя". Большая часть всех политических, социальных вопросов решались за столом. И вот, что вы видите перед собой, такие необычной формы сосуды - это знаменитые ритоны, патрубки со скульптурным навершием в форме рога. Внизу находится небольшое сливное отверстие. Этот сосуд использовался двумя способами. Человек мог струю вина направлять себе прямо в рот - а с другой стороны пирующий держал в руке чашу и наливал. Вино вспенивалось и создавало своеобразный эффект.Сами по себе золотые и серебряные сосуды говорили о социальном статусе владельца. То, что вы видите, это действительно царские вещи, которые принадлежали знатным фракийцам...
Древняя Фракия находилась на перекрестке разных влияний - греческих, скифских, а позже римских. Именно это обстоятельство, - как полагает старший научный сотрудник Института археологии Болгарской Академии наук Гергана Кабакчиева, - объясняет, почему во фракийской коллекции Васила Божкова такие разностилевые предметы, отражающие культы разных народов:
- Во Фракии было много божеств. Во фракийских землях они имели другой смысл, другие функции. Например, Аполлон - самый красивый бог греческого Пантеона. Но в некоторых областях Фракии он был самый главный бог. В этом случае появлялись надписи: "Аполлон спаситель".
Что ж, на фракийской земле пришлого бога явно повысили в ранге.