Ссылки для упрощенного доступа

“Газпром” хочет повысить цену на газ для Белоруссии на 150 долларов. Белорусские власти согласны только на пять


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Карней.



Дмитрий Морозов: Вторую неделю газотранспортное предприятие “Белтрансгаз” изучает официальный проект концерна “Газпром” о поставках природного газа в республику по цене 200 долларов за 1 тысячу кубометров. Между тем, позиция белорусской стороны существенно отличается от российской, оставаясь неизменной вот уже три месяца – повышение стоимости газа лишь на 11%.



Игорь Карней: В “Белтрансгазе” еще на прошлой неделе подтвердили информацию о получении из Москвы официального контракта на будущий год, в котором указана стартовая цена – “200 долларов за 1 тысячу кубометров газа плюс формула цены” (то есть с коэффициентом стоимости нефтепродуктов на рынках Евросоюза за последние 6 месяцев до подписания контракта, который в условиях сложившейся конъюнктуры может стать повышающим для республики). При этом Белоруссия может сохранить цены на газ только при условии достижения “дополнительных договоренностей на высшем, а не на корпоративном уровне”. Руководитель аналитического центра “Стратегия” Леонид Заико считает, что в данном случае “высший уровень” нужно подразумевать в буквальном смысле.



Леонид Заико: Получил «указивку» Миллер, естественно. Это устное распоряжение, письменных никаких не было. Судя по всему, и быть не может, по идее. Диалог идет через головы. Пока президенты думают (наш и российский), то, естественно, клерки высокого ранга что-то обсуждают. Страна приводится в состояние нервозности, и то, что надо, достигается. Потому что скоро встреча “восьмёрки”. А там Джордж-младший может спросить: ну-ка, Владимир, скажи, что с Белоруссией будем делать? А что делать? Белоруссия уже в ловушке, в тяжелых тисках “российского медведя”.



Игорь Карней: В “Белтрансгазе” оптимистично утверждают, что это лишь начало переговорного процесса по сближению позиций, и вариантов остается много. В кулуарах заинтересованных российских ведомств во избежание “шокового удара” для Белоруссии даже рассматривается возможность повышать цены на газ поэтапно, с предоставлением Минску стабилизационного кредита. Однако белорусское правительство проявляет завидное спокойствие и заявляет, что Белоруссия готова платить за газ только на 11% больше, аргументируя это тем, что со следующего года в таком же пределе будут повышены цены на газ и для российских потребителей. На каком уровне зафиксируется “золотая середина” – станет известно уже осенью. По крайней мере, так считают в “Газпроме”. Белорусская сторона о сроках не говорит вообще, но почему-то уверена, что ситуация с поставками и транзитом газа в Белоруссии не повторится по сценарию, произошедшему в Украине. Однако экономист Татьяна Манёнок припоминает, что газовые проекты в пределах славянского треугольника уже не однажды подвергались ревизии.



Татьяна Манёнок: Было заявлено о том, что “Газпром” построит газотранспортную систему, минуя Украину. Была даже договоренность о создании специального коридора Кобрин-Велькокопушаны. Это напрямую означало, что газ пойдет в обход Украины. Белорусы, естественно, очень обрадовались, ведь были договоренности, что мы будет дополнительно перекачивать около 5 миллиардов кубометров газа. Очень выгодный был проект с учетом того, что у нас “плечо” газотранспортное короче – пусть небольшой объем, но все же для Белоруссии это было бы важно. Уже и сроки очертили, заявили, что это можно достаточно быстро построить. Однако года три назад стало известно, что не будет Россия строить эту нитку через Белоруссию, а будет развивать отношения с Украиной.



Игорь Карней: В настоящее время Белоруссия покупает российский газ по цене 46,68 долларов за тысячу кубометров. С 2007 года “Газпром” намерен продавать газ по рыночной стоимости, которая привязана к мировым ценам на жидкие углеводороды. Комментируя ситуацию, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что настойчивость российской стороны увеличить стоимость газа может сорвать выполнение союзных договоренностей о создании равных условий для субъектов хозяйствования двух стран. А покупать российский газ по цене 200 долларов Лукашенко согласится лишь в том случае, если такая же стоимость будет установлена для субъектов Российской Федерации. “Только в этом случае можно говорить о равных условиях хозяйствования”, – резюмировал Лукашенко.


XS
SM
MD
LG