Ссылки для упрощенного доступа

Дешевый газ при «дополнительных договоренностях на высшем уровне»


Минск согласится покупать дорогой газ, только если он также подорожает для всех субъектов хозяйствования России
Минск согласится покупать дорогой газ, только если он также подорожает для всех субъектов хозяйствования России

Вторую неделю газотранспортное предприятие «Белтрансгаз» изучает официальное предложение концерна «Газпром» о поставках природного газа в республику по цене 200 долларов за тысячу кубометров. Позиция белорусской стороны в этом вопросе существенно отличается от российской. В то время как «Газпром»настаивает на повышении тарифов на 150 долларов, Минск согласен доплачивать лишь 5 долларов, то есть повысить цену на 11%.


Еще на прошлой неделе в «Белтрансгазе» подтвердили информацию о получении из Москвы официального контракта на будущий год, в котором указана стартовая цена – 200 долларов за тысячу кубометров газа плюс формула цены - то есть коэффициент стоимости нефтепродуктов на рынках Евросоюза за последние шесть месяцев до подписания контракта. При этом Белоруссия может сохранить цены на газ только при условии достижения «дополнительных договоренностей на высшем, а не на корпоративном уровне». Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико считает, что в данном случае «высший уровень» нужно подразумевать в буквальном смысле.


«Получил “указивку” Миллер, естественно, - говорит эксперт. - Это устное распоряжение, письменных никаких не было. Судя по всему, и быть не может. Диалог идет через головы. Пока президенты думают (наш и российский), то, естественно, клерки высокого ранга что-то обсуждают. Страна приводится в состояние нервозности, и то, что надо, достигается. Потому что скоро встреча “восьмерки”. А там Джордж-младший может спросить: ну-ка, Владимир, скажи, что с Белоруссией будем делать?».


В «Белтрансгазе» оптимистично утверждают, что это лишь начало переговорного процесса по сближению позиций, и вариантов остается много. В кулуарах заинтересованных российских ведомств во избежание «шокового удара» для Белоруссии даже рассматривается возможность повышать цены на газ поэтапно, с предоставлением Минску стабилизационного кредита. Однако белорусское правительство проявляет завидное спокойствие и заявляет, что страна готова платить за газ только на 11% больше, аргументируя это тем, что со следующего года в таком же пределе будут повышены цены на газ и для российских потребителей.


На каком уровне зафиксируется «золотая середина» – станет известно уже осенью. По крайней мере, так считают в «Газпроме». Белорусская сторона о сроках не говорит вообще, но почему-то уверена, что ситуация с поставками и транзитом газа в Белоруссии не повторится по сценарию, произошедшему в Украине. А вот экономист Татьяна Манёнок припоминает, что газовые проекты в пределах славянского треугольника уже не единожды подвергались ревизии.


«Было заявлено о том, что “Газпром” построит газотранспортную систему, минуя Украину. Белорусы, естественно, очень обрадовались, ведь были договоренности, что мы будет дополнительно перекачивать около 5 миллиардов кубометров газа. Очень выгодный был проект с учетом того, что у нас “плечо” газотранспортное короче – пусть небольшой объем, но все же для Белоруссии это было бы важно. Уже и сроки очертили, заявили, что это можно достаточно быстро построить. Однако года три назад стало известно, что не будет Россия строить эту нитку через Белоруссию, а будет развивать отношения с Украиной».


В настоящее время Белоруссия покупает российский газ по цене 46,68 долларов за тысячу кубометров. С 2007 года «Газпром» намерен продавать газ по рыночной стоимости, которая привязана к мировым ценам на углеводороды. Комментируя ситуацию, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что настойчивость российской стороны увеличить стоимость газа может сорвать выполнение союзных договоренностей о создании равных условий для субъектов хозяйствования двух стран. А покупать российский газ по цене 200 долларов Лукашенко согласится лишь в том случае, если такая же стоимость будет установлена для субъектов [хозяйствования] ]Российской Федерации. «Только в этом случае можно говорить о равных условиях хозяйствования», – резюмировал Лукашенко.


XS
SM
MD
LG