Ссылки для упрощенного доступа

Война после полной победы


Село Бамут всегда было одной из самых горячих точек в Чечне. Как в условиях контртеррористической операции, так и без нее
Село Бамут всегда было одной из самых горячих точек в Чечне. Как в условиях контртеррористической операции, так и без нее

Вблизи административной чечено-ингушской границы, на окраине чеченского селения Бамут, в результате обстрела погибли трое российских военных. Это случилось спустя неделю после отмены в Чечне режима контртеррористической операции (КТО).

Режим КТО в Чечне был отменен в прошлый четверг. Однако два дня назад этот режим в двух районах республики - Итум-Калинском и Введенском, был восстановлен: как утверждают представители силовых ведомств, незаконные вооружённые формирования планируют провести ряд диверсий в крупных населенных пунктах республики. Уже во вторник, в 16:30, как сообщили в правоохранительных органах Чечни, на северо-западной окраине селения Бамут Ачхой-Мартановского района произошло вооружённое нападение на военную грузовую машину "Урал".

Корреспондент Радио Свобода в Грозном Ахмед Султанов сообщает: "Машина следовала для пополнения запасов питьевой воды. Когда автомобиль поравнялся с полуразрушенным строением на окраине села, из него был открыт огонь из автоматического оружия. В результате обстрела военнослужащие, сержант и двое рядовых контрактной службы, погибли на месте. К моменту прибытия войсковой оперативной группы нападавшие успели скрыться, захватив с собой оружие и боекомплекты убитых солдат. По факту нападения и убийству военнослужащих военной прокуратурой возбуждено уголовное дело".

Между тем, еще накануне президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что обстановка в республике стабильная, а все формирования боевиков уже окончательно разгромлены. Однако командование оперативного штаба, частично восстановившее режим КТО, сообщают об активизации боевиков.

Своим мнением о ситуации в Чечне после отмены КТО в интервью Радио Свобода поделился заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.

- Связана ли активизация боевиков в Чечне с отменой режима контртеррористической операции?

- Мне кажется, самому факту отмены режима КТО уделяется слишком большое внимание, и в СМИ, и экспертном сообществе. Это, в общем-то, пиаровский шаг, который имеет мало отношения к реальной ситуации в Чечне. Это также отражение определенного бюрократического расклада и усиления на российском административном рынке Кадырова и его группы в Чечне, определенное ослабление там федеральной власти. Но я бы не стал говорить, что с отменой КТО в Чечне начинается какая-то новая фаза сепаратистской активности. Определенная турбулентность в Чечне была, есть и будет. Главный вопрос для Чечни - интегрирована эта территория в состав общероссийского социума или нет. На мой взгляд - нет.

- А чем вы объясняете нынешнюю эскалацию активности?

- Временем года. Весна наступила, удобнее воевать. Это раз. Во-вторых, есть, конечно, и символический сюжет. Вот отменили КТО, а мы показываем, что мы есть, несмотря ни на что. Но и эта связь мне кажется опосредованной.

- Как дальше будет развиваться ситуация в Чечне?

- Не думаю, что произойдет активизация боевиков, скажем, на уровне 90-х годов. Подполье на некотором спаде, прежде всего, идеологическом. Если в 90-е годы это движение позиционировало себя как сепаратистское, то сейчас оно стало частью общекавказского радикального исламистского проекта. Это другая идеология, и не случайно два года назад Доку Умаров трансформировал Чеченскую республику Ичкерия в часть Кавказского эмирата.

Главный редактор Общественного информационного центра национальной политики Тимур Музаев считает, что в борьбе с подпольем режим КТО бесполезен:

- Опыт показывает, что силовые методы эффективны только во время открытого вооруженного противостояния. В условиях идеологической, политической борьбы эти методы не только бесполезны, они, может быть, даже вредны для самих федеральных властей. Здесь нужны, скорее, меры политические, социально-экономические, но и они бесполезны без реального изменения ситуации на Северном Кавказе. Ряды незаконных вооружённых формирований на Северном Кавказе пополняются далеко не всегда в результате религиозного фактора. Как показывают исследования, есть группы людей, которые готовы к открытому сопротивлению власти, но это не связано с какой-то ваххабитской идеологией и с каким-то единым координирующим центром. Это, скорее, люди, поставленные в безвыходное положение. Очень много молодежи, не находящей себе места в той социальной структуре, которая существует в республиках Северного Кавказа. В самой же Чечне активно действующих боевиков сейчас сравнительно немного. Однако процент потенциально готовых взять в руки оружие в случае каких-то насильственных действий, на мой взгляд, достаточно велик.
XS
SM
MD
LG