Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.
Никита Татарский: Сегодня Международный день поддержки жертв пыток. В России они стали обыденным делом, возмущаются правозащитники.
Карэн Агамиров: Сегодня во многих российских городах проходят акции протеста, организуемые правозащитниками. В государстве, претендующем на статус правового, пытки и издевательства в армии, местах заключения и при проведении так называемых «зачисток» прочно вошли в обиход, стали нормой.
У микрофона - лидер общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев.
Лев Пономарев: Сейчас людей убивают в лагерях, и эти случаи не расследуются. Фальсифицируются самоубийства, и в лучшем случае родственникам отдают труп, и они видят следы пыток на этом трупе. У нас есть и фотографии соответствующие. Создана достаточно изощренная система пыток. С каждым годом количество пыточных таких вот колоний увеличивается.
Карэн Агамиров: Откровенно глумятся над политическими заключенными.
Лев Пономарев: Я являюсь защитником Трепашкина и могу просто достоверно сказать, что его сейчас просто убивают. Просто убивают! И когда мы разговаривали с начальником колонии, то он говорит: «Я нарушаю закон, но я получил приказ из Москвы, и я его выполню». Это мне говорит заместитель начальника колонии Магеран по оперативной работе.
Карэн Агамиров: Адвокат Елена Липцер поведала о мучениях Виталия Князева, узника печально известной своими зверствами Льговской колонии. Он единственный из заключенных, обратившийся в Европейский суд по правам человека.
Елена Липцер: Его жизни угрожает опасность, потому что с того момента, как стало известно, что жалоба от его имени поступила в Европейский суд, его стали зверски избивать и требовать, чтобы он отказался от жалобы, от меня как от адвоката.
Карэн Агамиров: Дело Аслана Умаханова, чеченца по национальности, похищенного спецслужбами, находится на контроле Верховного комиссара Совета Европы по правам человека. Сестра Умаханова Сажан Ибакова, еле сдерживая слезы, свидетельствует.
Сажан Ибакова: Ему изначально пакет завязала ни голове, затянули, он дважды терял сознание. А по приходу в кабинет УБОПовцев избивали его жестоко, подвесив гирю на правую руку, 35-килограммовую, руку и ногу сцепили наручниками, «ласточку» заставляли в течение двух часов стоять. После этих пыток уже оголили провода… По всей спине у него до сих пор шрамы. Говорят: «Мы из Чечни, мы работали, немало убивали чеченцев, а ты ничем не отличаешься, хоть ты и юрист. У нас дело заказное». Человек сделали калекой натуральным образом. Зашли к нему и говорят: «Мы тебя тут же сейчас прикончим, и сделаем, что ты повесился сам, - эти УБОПовцы – Никитенко и Худышкин, - если ты еще будешь дальше писать, что у нас творится в России…»
Карэн Агамиров: Международный День поддержки жертв пыток. Правозащитники обличают.