Папа Римский Бенедикт XVI продолжает поездку по Ближнему Востоку. В воскресенье он отслужил в Аммане мессу под открытым небом. Ранее, находясь в Иордании, Папа посетил мечеть, где выступил перед лидерами мусульманских стран.
Московский религиовед Борис Фаликов анализирует цели визита Папы Римского на Ближний Восток, где сосредоточены святыни сразу трех религий.
- Одна из задач Бенедикта XVI, конечно, - попытка улучшить отношения с исламским миром, с мусульманами. После того, как Папа произнес свою знаменитую речь в Регенсбурге в 2006 году, у папского престола с исламским миром возникли определенные проблемы и напряженность.
Еще одна цель - попытка улучшить отношения и с иудаизмом, ведь в этой области, в общем-то, тоже не все в порядке. Ватикан имеет проблемы в отношениях с иудаизмом, в частности, напомню, что Папа снял отлучение с четырех епископов, и один из них оказался отрицателем Холокоста. Это серьезная проблема, и евреи были обеспокоены, и даже израильские раввины настаивали на том, что визит Папы в Израиль может не сыграть положительную роль.
И, наконец, безусловно, политическая ситуация, ведь позиция католической церкви на Ближнем Востоке – это миротворческая позиция. Ватикан подчеркивает свою приверженность к решению этой проблемы в духе международных договоренностей, то есть создания двух государств – и израильского, и палестинского, но при этом очень осторожно ведет себя в отношении Иерусалима. Они говорят: мы не комментирует, будет ли этот город столицей Израиля или также столицей Палестинского государства, мы за то, чтобы евреи и мусульмане сами договорились на этот счет. Так что этот сложный клубок проблем и предстоит решать Папе в ходе его визита.
Даже сейчас, в ходе визита в Иорданию Бенедикт XVI настаивает на том, что ислам и католичество могут вместе противостоять агрессивному секуляризму, как он выражается, то есть - решать общие проблемы, особенно на Западе. И в то же время он настаивает на том, что ислам должен осознать необходимость принципа свободы религии. И то, что он говорит об этом в Иордании, стране, отличающейся высокой религиозной терпимостью по сравнению с другими странами этого региона, это тоже очень знаменательно.
Что касается отношений с иудеями, то и здесь у Папы программа достаточно последовательная. Другое дело, что, как в случае со снятием отлучения епископов, там были совершенно очевидные коммуникационные просчеты. Внутри курии возникли проблемы, то есть они не разобрались с епископом Джином Робинсоном - достаточно было заглянуть в интернет и посмотреть, какие у него взгляды.
В принципе Папа - консерватор, ему очень важно восстановить целостность католической церкви. Другое дело, что, на мой взгляд, решая очень важную для католической церкви проблему, все-таки не стоит забывать и о важности отношений с иудаизмом.
Московский религиовед Борис Фаликов анализирует цели визита Папы Римского на Ближний Восток, где сосредоточены святыни сразу трех религий.
- Одна из задач Бенедикта XVI, конечно, - попытка улучшить отношения с исламским миром, с мусульманами. После того, как Папа произнес свою знаменитую речь в Регенсбурге в 2006 году, у папского престола с исламским миром возникли определенные проблемы и напряженность.
Еще одна цель - попытка улучшить отношения и с иудаизмом, ведь в этой области, в общем-то, тоже не все в порядке. Ватикан имеет проблемы в отношениях с иудаизмом, в частности, напомню, что Папа снял отлучение с четырех епископов, и один из них оказался отрицателем Холокоста. Это серьезная проблема, и евреи были обеспокоены, и даже израильские раввины настаивали на том, что визит Папы в Израиль может не сыграть положительную роль.
Одна из задач Бенедикта XVI - попытка улучшить отношения с исламским миром, с мусульманами
И, наконец, безусловно, политическая ситуация, ведь позиция католической церкви на Ближнем Востоке – это миротворческая позиция. Ватикан подчеркивает свою приверженность к решению этой проблемы в духе международных договоренностей, то есть создания двух государств – и израильского, и палестинского, но при этом очень осторожно ведет себя в отношении Иерусалима. Они говорят: мы не комментирует, будет ли этот город столицей Израиля или также столицей Палестинского государства, мы за то, чтобы евреи и мусульмане сами договорились на этот счет. Так что этот сложный клубок проблем и предстоит решать Папе в ходе его визита.
Даже сейчас, в ходе визита в Иорданию Бенедикт XVI настаивает на том, что ислам и католичество могут вместе противостоять агрессивному секуляризму, как он выражается, то есть - решать общие проблемы, особенно на Западе. И в то же время он настаивает на том, что ислам должен осознать необходимость принципа свободы религии. И то, что он говорит об этом в Иордании, стране, отличающейся высокой религиозной терпимостью по сравнению с другими странами этого региона, это тоже очень знаменательно.
Что касается отношений с иудеями, то и здесь у Папы программа достаточно последовательная. Другое дело, что, как в случае со снятием отлучения епископов, там были совершенно очевидные коммуникационные просчеты. Внутри курии возникли проблемы, то есть они не разобрались с епископом Джином Робинсоном - достаточно было заглянуть в интернет и посмотреть, какие у него взгляды.
В принципе Папа - консерватор, ему очень важно восстановить целостность католической церкви. Другое дело, что, на мой взгляд, решая очень важную для католической церкви проблему, все-таки не стоит забывать и о важности отношений с иудаизмом.