Тамара Ляленкова: В нынешний век, призванный уравнять гендерные, то есть социо-культурные роли мужчин и женщин, одним из самых веских аргументов в защиту традиционных отношений звучат слова о том, что женщина может родить ребенка, а мужчина нет. Аргумент этот неоспоримый, но не единственный, если говорить о морфологических различиях, которые, в свою очередь, ведут к изменениям психологическим и социальным.
О том, каковы различия в работе мозга у мужчин и женщин, я попросила рассказать профессора факультета психологии Московского государственного университета Юрия Микадзе.
Юрий Микадзе: В эволюции как бы выдерживаются два плана: необходимо сохранять то, что получено в ходе эволюции, укреплять это, поддерживать возможность существования вида в данное время; а другой – искать новые формы адаптации. И вот эти два момента совместились в видовом развитии в ходе эволюции и разместились по двум основным направлениям – мужское и женское. Мужчины – это поиск, женщины – это сохранение вида.
Мужчины и женщины различаются, в частности, по работе мозга. Есть морфологические различия и связанные с этими морфологическими различиями психологические различия. Ядерно-магнитный резонанс позволяет оценить размеры отдельных частей мозга. И вот с точки зрения размеров отдельных частей мозга выяснилось, что у женщин такие структуры мозговые, как лобные структуры, лимбическая система, больше, чем у мужчин.
Тамара Ляленкова: А за что они отвечают?
Юрий Микадзе: Лимбическая система – это система, связанная с эмоциями. Лобные доли, в свою очередь, отвечают за регуляцию всей психической деятельности человека, выступают таким инструментом, который позволяет формировать программы поведения, контролировать их протекание. У мужчин больше оказалась теменная область – это та область мозга, которая отвечает за окружающее нас пространство.
Другой аспект: женщины, девушки, девочка созревают раньше, чем мужчины. Если ранние этапы развития у мальчиков и у девочек отмечаются одними и теми же календарными датами – год, два года и так далее, то второе детство у мальчиков идет от 8 до 12 лет, а у девочек уже от 8 до 11 лет. Подростковый возраст у мальчиков идет от 13 до 16 лет, а у девочек – от 12 до 15 лет. Юношеский возраст у мальчиков – от 17 до 21 года, а у девочек – от 16 до 20. То есть мы видим отставание созревания, антропологического и морфологического, у мальчиков по отношению к девочкам.
Есть различия в таком интегральном показателе, как вес мозга. От рождения и до полного созревания вес мозга у девочек меньше, чем вес мозга у мальчиков. В целом где-то на 10 граммов различие про рождении и где-то на 100 граммов – уже при окончательном созревании – у женщин в 16-18 лет, а у мужчин в 19-20 лет. Всегда, когда такие цифры, например, студентам называешь, сразу же возникает оживление в аудитории, но здесь всегда есть свои плюсы и минусы. То есть череп женщины меньше по объему, чем череп мужчины, и поэтому масса мозга располагается, так сказать, в меньшем объеме. Потому что у всех видов млекопитающих самки от самцов отличаются меньшими размерами.
Но здесь и другое различие – меньшая масса мозга означает, что нейроны, которые расположены в мозге, ближе друг к другу находятся, а раз они находятся ближе, то сигнал от одного нейрона к другому идет быстрее. И процессы мышления, например, и другие процессы могут осуществляться у женщин быстрее, чем у мужчин. Очевидно, те области мозга, которые имеют большую площадь, дают возможность большему количеству нейронов размещаться в этих областях мозга. И, соответственно, тогда большее количество связей, которые образуются в этих областях мозга, а любая связь, которая образуется, она отвечает за индивидуальный опыт, приобретаемый в ходе развития человека. Это одна сторона дела.
Вторая сторона дела – межполушарные различия, которые существуют между мужчинами и женщинами. Если смотреть с точки зрения того, какие функции размещаются в одном и другом полушарии, то традиционно считается, что левое полушарие доминантно по речи, правое полушарие доминантно по персептивным функциям, то есть по разным видам восприятия. У женщин более сглажено доминирование полушарий по речи, например: то есть не так жестко, как у мужчин, речевые функции закреплены за левым полушарием. Но известно, что женщина любит ушами, мужчина – глазами. Если у мужчин в большей степени развиты вот эти пространственные характеристики окружающего мира, которые основываются во многом на чувственных впечатлениях, то в большей степени они ориентируются на эти чувственные впечатления. Поэтому мужчины смотрят, а женщины слушают.
Тамара Ляленкова: Отличия подобного рода, если они не закреплены культурно и социально, зачастую приводят к досадным недоразумениям, проще сказать, ссорам между мужчиной и женщиной.
Разговор продолжает нейропсихолог из Санкт-Петербурга Валентина Еремеева.
Валентина Еремеева: Почему мужчины часто говорят о странной женской логике? Потому что женщина, если она мыслит логически, то есть как бы опираясь на левое полушарие, она обязательно привлечет какие-образы. Она обязательно все оречевит, то есть все назовет – это уже с привлечением левого полушария. И здесь, конечно, и анатомия играет большую роль. Разная организация биотоков мозга уже даже на первом году. При одном и том же воздействии у мальчиков и девочек другие области мозга более задействованы в организации этой деятельности. Деятельность одна и та же, а мозг организует ее по-разному.
Вообще, у мальчиков все стадии как бы длиннее. У мужского пола все прогрессивные признаки выражены ярче, а длинное детство – это прогрессивный признак. Если мы возьмем в ряду обезьянок, то отличие зеленой мартышки от шимпанзе в том, что у шимпанзе длинное детство. А у человека – еще более длинное. Так вот, у мальчиков этот прогрессивный признак больше выражен, все стадии, начиная от внутриутробной: по статистике, мальчики рождаются на один-два дня позже срока, а девочки – на один-два дня раньше срока.
Тамара Ляленкова: По этой ли причине мужчины дольше сохраняют и зрелый возраст?
Валентина Еремеева: Да. То есть длиннее и период репродуктивный, когда человек может стать отцом, и теоретически старческий период тоже должен у мужчин быть длиннее. И на самом деле долгожителей больше среди мужчин. Но очень ранимый организм, они просто не успевают доживать. А уж кто дожил, тот становится долгожителем.
Тамара Ляленкова: То есть мужской мозг более раним, чем женский?
Валентина Еремеева: Да, он более прогрессивный и при этом более ранимый. Даже если мы приходим в группу детского сада, логопедическую, мы видим, что там преобладают мальчики, приходим в группу с задержкой психического развития – там преобладают мальчики. Косоглазие, алалия, тугоухость – это чаще у мальчиков встречается. Даже, скажем так, женщины как бы более похожи, более одинаковы – так природа предусмотрела. А у мужчин, у мальчиков изначально идет больше отклонений, причем отклонений в обе стороны – и положительных, и отрицательных. Например, гениев значительно больше среди мужчин, чем среди женщин. На самом деле мальчиков и девочек надо по-разному учить, раз они по-разному видят. Даже если мы посмотрим, в какие игры играют девочки и мальчики: девочки – на ближнее зрение, мальчики – на дальнее зрение. И восприятие разное, и типы мышления разные.
Кроме того, оценка для девочки всегда обращена к ее личности. Мы записывали биотоки мозга, когда детям давалась оценка. Они что-то в нашем эксперименте делали, смотрели, слушали, выполняли задания, и мы говорили: «Ты плохо смотрел», «ты плохо слушал» или «ты плохо выполнял задание». При этом, как только звучало слово «плохо», у девочек – буря в мозгу. Большинство зон, особенно ассоциативные, становятся сразу настолько активированными, что разницы уже между «плохо смотрела» и «плохо слушала» нет никакой, девочка просто уже ничего не слышит. Ее любимая учительница так сказала про нее – это оценка личности. У мальчиков, как только говорится «ты плохо слушал» - мы видим в мозгу активацию слуховой коры; «ты плохо смотрел» - и активируются в первую очередь зрительные области коры; «ты плохо выполнял задание» - и фокус активности в моторных областях. То есть для мальчика очень важна смысловая оценка, что было плохо. Для девочек – взаимоотношения между ней и педагогом, а для мальчиков – сама оценка.
Что касается нашего будущего, сейчас мужчины, конечно, стали несколько другими по сравнению с тем, что было раньше. Уже некоторые чисто психологические проявления привели к некоторым физиологическим отклонениям. Существует коэффициент – соотношение, например, ширины плеч и ширины бедер. Так вот, этот коэффициент стал у мужчин изменяться, то есть у мужчин увеличилась ширина бедер и снизилась ширина плеч. Барбиобразные девочки с узкими бедрами в смысле предназначения женского, как матери – это же очень плохо. Человек с точки зрения природы как бы недоформирован природой, он не приспособлен к той жизни, которой он на самом деле живет. Если мы, женщины, выбираем себе мужа, то мы не выбираем самого сильного, того, кто может поднимать большие тяжести, кто может много бегать. Также и мужчины не выбирают женщин с самыми широкими бедрами, чтобы рожать могла хорошо. Поэтому и получается, что вот этот естественный отбор во многом дает сбои.
Знаете, еще в чем большая проблема, у нас есть идеал мужчины, и он, в общем-то, сохранился в течение многих веков почти неизменным. А вот идеала женщины в настоящий момент, единого, нет. Не надо девочек превращать в мальчиков, женщин превращать в мужчин. И у того, и у другого пола есть свои прекрасные преимущества. Но вот эти два направления – прогрессивное и консервативное – невозможно соединить в одном организме. Потому что как тогда организовать тот же самый мозг, по какому типу? Чтобы все-все-все – такого, наверное, не может быть. Поэтому природа разделила нас на мужское и женское. Женский – консервативный, то есть более надежный. А мужской – это как бы экспериментальный материал природы.