Президента Туркменистана Сапармурата Ниязова называют нелепым, эксцентричным, безумным, беспощадным и деспотичным. Однако, по мнению наблюдателей, комические отзывы о Ниязове в международной прессе отвлекают внимание от множества весьма серьезных проблем, с которыми сталкивается страна.
У граждан Туркмении нет возможности побывать в опере, на балете, на концерте филармонии или в цирке, потому что Ниязов, известный также как «Туркмен-баши», запретил все это, заявив, что подобные зрелища противоречат туркменским национальным ценностям.
Ни образования, ни здравоохранения
С тех пор, как правительство сократило программу всеобщего образования, туркменские дети учатся в девятилетках, что делает для них невозможным поступление в зарубежные университеты.
Из религий в Туркменистане разрешены лишь русское православие и суннитский ислам – приверженцам остальных грозят жесткие репрессии, некоторые церкви закатывают бульдозерами.
Туркмен постоянно принуждают расширять познания в национальной истории путем заучивания отрывков из «Рухнаме», книги Ниязова о духовности и правильном поведении, которая обязательна к изучению в школах.
Многие граждане Туркмении живут в нищете, поскольку Ниязов отменил или сократил выплаты большинству пенсионеров страны, а для других в феврале отменил декретные отпуска и больничные бюллетени.
Туркмены, которые критикуют правительство или сотрудничают с зарубежной прессой, могут подвергнуться преследованиям или угодить в ссылку, их могут лишить жилья и принудительно поместить в психиатрическую лечебницу с конфискацией имущества.
В культе личности нет ничего смешного
Такова мрачная, но реалистическая картина Туркменистана, судя по рассказам высланных туркменских диссидентов и представителей международных правозащитных организаций.
Многие из них, однако, считают, что западные средства массовой информации не дают адекватной картины происходящего в стране, поскольку они слишком заняты описанием культа личности Ниязова и его странного поведения и высказываний, вроде критики в адрес золотых зубных коронок, длинных волос и бород и косметики теледикторов, а также его запрета на использование табака.
Однако повышенное внимание к подобным вещам дает искаженную картину жизни в Туркменистане и отвлекает внимание от реальных трудностей, с которыми сталкиваются туркмены. Таково мнение преподавателя журналистики Мичиганского штатного университета Эрика Фридмана.
«Само собой разумеется, он часто поступает странно. Таковы, например, строительство ледяного дворца в пустыне, переименование дней недели и месяцев, постройка крупнейшей в мире мечети и расклеивание по всей стране гигантских плакатов с собственным изображением», - говорит Фридман.
«Подобные вещи привлекают внимание к нему как к личности, и они, несомненно, имеют свой политический резонанс», - продолжает Фридман. – «Но пресса не уделяет внимание самим политическим вопросам. Его легче привлечь к странностям. Это, на мой взгляд, приводит к проблемам, потому что западный читатель получает искаженную картину».
Интерес к Туркменистану отсутствует
По словам Фарида Тухбатуллина, живущего в эмиграции активиста правозащитного движения, возглавляющего в Вене организацию «Туркменская инициатива за права человека», СМИ склонны изображать Ниязова как «диктатора-клоуна», а его декреты – как эксцентричные капризы. При этом, считает он, зарубежные СМИ, похоже, забывают, что жизнь почти 5 миллионов человек под управлением Ниязова трагична.
«К сожалению, зарубежная пресса изображает Туркменистан лишь как страну, у президента которой не все дома», - говорит он. – «Журналисты и их читатели не заинтересованы в подробной информации о Туркменистане. Похоже, они вполне удовлетворены, читая за чашкой кофе о странных высказывания и поведении Ниязова».
По словам Эрика Фридмана, освещение в западной прессе становится более серьезным, когда интерес к событиям в стране проявляют влиятельные международные организации, такие как Amnesty International , Human Rights Watch и Всемирная организация здравоохранения. Тем не менее, полагает он, странности и нелепости, относящиеся к Туркменистану, будут и впредь преобладать в освещении прессы, поскольку они привлекают широкое внимание.