Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.
Дмитрий Морозов: Государственная инспекция безопасности дорожного движения отметила 70-летний юбилей. За это время служба неоднократно менялась и реформировалась. Однако президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, интервью с которым записала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова, не считает, что эти преобразования пошли на пользу и действительно изменили Госавтоинспекцию.
Виктор Травин: ГАИ отмечает этот праздник вовсю, но что-то я не заметил, чтобы этот праздник стал общенародным, чтобы его отмечали водители. Скорее всего, похоже это на пир во время чумы. А почему именно так, я постараюсь объяснить. Дело в том, что в 1999 году, когда совершенно очевидно стало, что что-то нужно менять в ГАИ, причем менять кардинальным образом, поскольку ситуация сложилась крайне катастрофическая, структура начала загнивать, и загнивать уже безвозвратно, была предпринята попытка реформировать деятельность ГИБДД. На это было выделено колоссальное количество денежных средств, сил, времени, нервов, чьего-то, может быть, даже и здоровья. И закончилась она буквально в один день, в тот же, в который началась: просто реформировали деятельность ГАИ, переименовав ее в ГИБДД, на реформировании названия все и закончилось. Я никаких кардинальных мероприятий на сей счет, к сожалению, не видел, хотя было выброшено огромное количество денег.
К чему это сегодня привело? К тому, что продолжает структура загнивать и дальше, коррумпированная, разложившаяся организация. Печально, что именно организации, которая умирает сама, поручено сохранение наших с вами человеческих жизней. Лучше не стало.
Если обратимся к статистике, которую приводит за прошлый год сам начальник ГАИ России, то мы с вами обратим внимание на следующие совершенно потрясающие обстоятельства. Уровень преступности, я подчеркиваю, не правонарушений среди сотрудников ГАИ, а именно уровень преступности среди сотрудников ГАИ вырос где-то в два, в три, а в некоторых случаях и в четыре раза. Убийства - в два раза. Страшно даже об этом говорить. Неправомерные задержания транспортных средств, неправомерное привлечение к ответственности, избиение водителей, факты вымогательства, факты угроз, шантажа - по этим направлениям, по этим преступлениям цифры тоже потрясающие - где-то в два, где-то в четыре, а где-то и в восемь раз. Идет стойкая криминализация структуры ГИБДД.
Марьяна Торочешникова: Виктор Николаевич, вы поставили диагноз. Так, может быть, у вас есть способы, как лечить это заболевание?
Виктор Травин: Наверное, нужно все-таки не заниматься реформированием, поскольку реформировать у нас не могут, у нас реформирование закончилось изменением названия. Наверное, должна речь идти о полной ликвидации этой организации, потому что она дошла до точки кипения, до точки кризиса, и дальше перспектив у нее нет ровным счетом никаких, дальше только окончательное загнивание с последующими похоронами. Видимо, нужно закрывать, расформировывать совсем и на этом месте создавать что-то новое, учитывая зарубежный опыт.