Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Васильев: «Я не исключаю, что убивать-то, вообще, и не будем»


Ахмеду Закаеву может быть уготовано одно из первых мест в черном списке спецслужб
Ахмеду Закаеву может быть уготовано одно из первых мест в черном списке спецслужб

Госдума России намерена на завтрашнем пленарном заседании рассмотреть законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О противодействии терроризму». Если законопроект будет принят, президент России получит право использовать спецслужбы за пределами страны. Данная законодательная инициатива была разработана после поручения Владимира Путина спецслужбам уничтожить убийц российских дипломатов в Ираке.


После того, как президент Путин публично поставил перед спецслужбами задачу «найти и уничтожить» убийц сотрудников российской дипломатической миссии в Ираке, депутаты взялись за поиск правового обоснования этого распоряжения. Глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев попытался объяснить заявление президента и с моральной точки зрения: «Позицию президента, который у нас является и главнокомандующим, и определяет нашу международную политику, надо воспринимать в комплексе всех заявлений, которые он делал. Я бы сказал, сегодня, на мой взгляд, мы имеем президента-человека, который проявляет свои эмоции и чувства. Я его хорошо понимаю, когда ему задаются вопросы: как же так, не уберегли людей?»


Владимир Васильев уточнил, что в случае принятия законопроекта российские спецслужбы будут действовать за рубежом на основании Европейской конвенции по противодействию терроризму: «Я не исключаю, что убивать-то, вообще, и не будем. Понятна мысль, да? То есть мы говорим о чем? Я уже представлял этот формат российской территории, в соответствии с которым мы приняли закон о противодействии терроризму… Но конвенция нам раскрывает вот он, весь мир, эта территория идет туда, и здесь мы должны выстроить систему взаимоотношений в этом мире, нормативно определенную».


Председатель комитета по безопасности считает, что российские спецслужбы должны действовать за рубежом в отношении террористов жестко, но деликатно. Каждое посольство, по словам Васильева, охраняется, кроме спецперсонала, еще и специализированными подразделениями милиции, а когда нужно, подтягиваются дополнительные силы. Но если штатные структуры не могут обеспечить безопасность наших граждан, считает депутат, то надо вести речь о создании специального силового подразделения, которое будет находиться на территории другого государства по согласованию с его властями.


«В мире мы имеем множество примеров, когда зло наказывают рано или поздно, - сказал Владимир Васильев. - Но я еще раз повторяю, это делается достаточно деликатно. Должно быть понятно, что это сделано из крайней необходимости. Если будет известно, что террорист № 1 или № 2 находится в определенном месте, я думаю, нужно будет принять все меры для того, чтобы зло было пресечено. Все это нужно делать, исходя из закона, иначе могут быть последствия, которые трудно представить».


Политолог Алексей Ващенко напоминает, что устранением неугодных Москва занималась и раньше. Однако отношение к этому было неоднозначным. «Когда Путин говорит о противодействии терроризму за рубежом, то не каждой стране это понравится, - считает политолог. - Одно дело, когда есть дружественная спецслужба, которая готова совместно проводить такие операции на своей территории, но не каждая страна на это пойдет. Вспомните случай, когда, допустим, в Саудовской Аравии чеченцы захватили Ту-154, и когда ФСБ предложило применить там "Альфу", спецназ, то саудиты отказались и начали проводить операцию сами. Или, допустим, как офицеры ГРУ проводили операцию на Ближнем Востоке по устранению Яндарбиева и чем это закончилось: с горем пополам этих офицеров удалось из тюрьмы вырвать и вернуть на родину. Поэтому здесь вот этот закон подтверждает лишь то, что ФСБ, внешняя разведка и ГРУ будут продолжать активно работать за рубежом и устранять террористов. Мы возвращаемся к тому, с чего начинали. Чем это обернется потом против России и будут ли эти методы использоваться не только против террористов, но и против политических противников - вот это вопрос открытый. Последний пример в Ираке, когда были казнены сотрудники нашего посольства, говорит о том, что сейчас на территории Ирака проводить такие операции спецслужбы вряд ли смогут. Я боюсь, что сейчас эта операция против террористов, которые уничтожили наших сотрудников в Ираке, будет просто очередной PR-акцией. И доказать, что будут найдены именно те, кто их убил, я думаю, будет очень сложно».


По мнению лидера движения «Демократический союз» Валерии Новодворской, российские спецслужбы решили вернуться к сталинским методам уничтожения врагов без суда и следствия.


«Видимо, наши спецслужбы хотят выйти за рамки допустимого даже в советское время, - считает Валерия Новодворская, - и вернуться к сталинским методам, когда людей похищали, как генерала Кутепова, а если не могли довезти до границы, просто убивали, как Федора Раскольникова, написавшего дерзкое письмо Сталину (его просто выкинули из поезда на полном ходу). Иначе зачем же было требовать такой поправки и принимать подобный закон? Если что-то можно сделать тайно, келейно и незаметно (а я думаю, нашими спецслужбами нафарширована вся Европа еще с советского времени), они и так делают. Правда, разучились делать тайно и келейно: убивая Яндарбиева, так наследили, что тут же и попались.


Эта поправка может послужить началом к созданию эскадронов смерти импровизированных. Бог весть, как они будут это использовать. Они могут это использовать не только против российских эмигрантов, а против таких порядочных людей, как Андрэ Глюксман, против западных правозащитников, которые неравнодушны, которые лазили по горам, чтобы попасть в Чечню и увидеть, что там действительно происходит. Я думаю, что поскольку они не являются государственными деятелями, Кремль не побоится и на них поднять руку. Я уж не говорю о жизни Ахмеда Закаева, которого с маниакальным упорством требуют отдать, хотя его не отдают. Да, речь идет о физическом устранении без суда и без следствия, и здесь можно далеко зайти. Можно дойти до того, до чего когда-то дошел Сталин, сделав из Испании театр гражданской войны и чудовищных преступлений с обеих сторон, потому что ведь все, что там случилось, было вызвано к жизни советским сталинизмом».
XS
SM
MD
LG