Ссылки для упрощенного доступа

Проводы сериала "Не родись красивой"


Елена Рыковцева: Сама по себе история про Золушку – никакая не гарантия успеха. Сказок про всякого рода Золушек снималось миллион, однако сказочный успех имели единицы. Если подумать, то на памяти нынешнего поколения россиян только три всенародных отечественных Золушки: первая – собственно Золушка из киносказки по сценарию Шварца, последняя – Катя Пушкарева из сериала «Не родись красивой!», а между ними была тоже Катя из фильма «Москва слезам не верит». Именно ее слова мы и поставим в эпиграф нашей сегодняшней программы, целиком посвященной проводам сериала «Не родись красивой»:



Звуковой фрагмент из кинофильма «Москва слезам не верит»:


Екатерина Тихомирова : Добрый день, товарищи! Если у мужчин есть свои дела, они спокойно могут заняться ими. Думаю, что наша продукция больше заинтересует женщин.



Елена Рыковцева: Ну, это не в том смысле, что «Не родись красивой» не смотрели мужчины, еще как смотрели, и я сама таких знаю. Это в смысле, что мы отдаем себе отчет, что сумасшедший успех сериала вовсе не гарантия того, что его в массовом порядке смотрела наша аудитория. И все-таки, мы не будем, как героиня Веры Алентовой, отпихивать таких людей от радиоприемников. Мы просто задаем им вопрос: как же могло с вами такое случиться, уважаемые слушатели, что вы не смотрели по СТС сериал «Не родись красивой»? Что такое должна теперь произвести компания АМЕДИА, чтобы вы все-таки сменили гнев на милость? Вот посоветуйте, тем более, что у вас есть кому советовать, в нашем сегодняшнем разговоре принимает участие генеральный директор компании АМЕДИА, которая сделала этот сериал, Александр Акопов. Здравствуйте.



Александр Акопов: Здравствуйте.



Елена Рыковцева: И я сразу спрошу: правда ли, что вы бросили клич среди ваших зрителей в интернете делиться житейскими историями, которые, в переложении на сериал, могли бы иметь такой же успех, как «Не родись красивой?».



Александр Акопов: Это правда. Но мы это сделали не только что, мы это делаем постоянно. Просто мы обратились в интернете к аудитории именно фильма «Не родись красивой», поскольку у нас шла очень оживленная дискуссия в течение всего этого года, пока сериал шел в эфире. И зрители предлагали различные варианты продолжения, развития и так далее. Многие из них были очень интересные и талантливые, поэтому мы решили поддержать такое зрительское движение. И чем черт не шутит, может быть, какие-то любопытные сюжеты мы действительно обнаружим.



Елена Рыковцева: Я надеюсь, что наша аудитория тоже к этому движению примкнет. Но продолжу вопросы слушателям. Те, кто смотрел сериал, могут просто принять участие в нашем разговоре, отвечая на вопрос: почему смотрели, что понравилось, а что нет?


Итак, завтра, 7 июля, сериал «Не родись красивой» выходит в финал, где у него не будет соперников. Можно поспорить, что последняя серия наберет немыслимые рейтинги. И все будет хорошо. Хотя еще вчера, еще одну серию назад, хорошего ничто не предвещало:



Звуковой фрагмент сериала «Не родись красивой»:


Андрей Жданов : Что это значит?! Я спрашиваю тебя, что это значит? Неужели я тебе настолько противен, что ты не можешь спокойно пройти мимо меня в коридоре? Или, может быть, ты полагаешь, что я буду преследовать тебя до конца дней, и поэтому увольняешься? Ты можешь быть абсолютно спокойна по этому поводу, и вовсе необязательно со мной бороться подобными методами. Я тебя больше никогда не побеспокою. Ты – единственный человек, который может вывести компанию из кризиса! И ты должна, ты обязана доделать все до конца! Именно поэтому уволюсь я! Я здесь больше никогда не появлюсь, обещаю тебе. Я навсегда исчезну из твоей замечательной жизни!



Елена Рыковцева: Но Андрей Жданов никуда не исчез – ни из Катиной жизни, ни более из нашей, - завтра они с Катей благополучно поженятся. А мы сегодня вроде как собираем гостей на эту свадьбу. Итак, в нашем разговоре участвуют: генеральный директор компании АМЕДИА Александр Акопов, которого я уже представила, телевизионный критик газеты «Газета» Слава Тарощина, телеобозреватель газеты «Коммерсант» Арина Бородина. И исполнитель роли Николая Зорькина Артем Семакин. Герой Артема всю дорогу травмировал публику тем, что никак не хотел отступиться от жадной и корыстной Вики, да еще и отдал ей свой драгоценный мобильник и ключи от машины, и вот только вчера, наконец-то, прозрел, забрал назад свое имущество, за что и огреб по полной программе.



Звуковой фрагмент сериала «Не родись красивой»:


Виктория Клочкова : Подавись ты своими ключами! А знаешь что? А я жду - не дождусь, когда вы с Пушкаревой уберетесь из «Зималето», а Воропаев мне должность обещал и повышение! И я тысячу таких телефонов куплю! Тебе ясно? Я тысячу их куплю!


Николай Зорькин: Мне очень жалко тебя, Виктория. Ты слишком глупа, чтобы зарабатывать. А только и делаешь, что бегаешь за богатыми мужиками, но они почему-то не торопятся расставаться со своими деньгами ради тебя. Так что ты зря теряешь время. Денег у тебя никогда не будет.


Виктория Клочкова : А у тебя не будет никогда такой красивой женщины, как я.


Николай Зорькин : Я хотел увидеть тебя как просто женщину, а ты – картинка. А мне нужна женщина умная, внешность для меня совершенно не имеет значения.



Елена Рыковцева: Артем, я сказала одному из мужчин, которые смотрели сериал, что вы будете у нас в эфире сегодня, и он попросил задать вопрос: ну ведь очевидно, какая же бессовестная эта Вика, ну, нельзя ли было быть с ней пожестче? Не боролись ли вы со сценаристами по поводу нюансов своей роли? Вот передаю вопрос.




Артем Семакин

Артем Семакин: Вы знаете, войну вести со сценаристами – я не видел в этом смысла особого, потому что сложно было достучаться до них в какой-то момент, когда я понял, что это начинает повторяться все. Но, тем не менее, мне кажется, мой персонаж, как любой мужчина, будучи сильно влюблен, закрывал глаза на многие вещи. Вот и все.



Елена Рыковцева: То есть вы разделяете чувства своего персонажа?



Артем Семакин: Я не разделяю, я просто предполагаю, что такие ситуации возможны. И сам их часто наблюдал, и какое-то время даже, наверное, сам был в таких ситуациях.



Елена Рыковцева: И давайте наш заключительный разговор о сериале «Не родись красивой» начнем с констатации успеха. На словах его выразила обозреватель газеты «Аргументы и факты» Ольга Костенко-Попова. Послушаем цитату из последнего номера «АиФ»:



Диктор: Россию охватила "неродиськрасивомания". Девушки требуют в оптиках исключительно круглые очки в неброской оправе, в Интернете главный поисковый запрос - "истинное лицо Кати Пушкарёвой", дети в песочницах играют в "Катю, Мишу и Андрюшу", мужчины в самые напряжённые футбольные моменты внезапно переключаются на канал СТС, остаются до конца серии и потом бормочут что-то невнятное про результаты матча типа: "Бразильцы повели себя неоднозначно, и результат игры - никакой не показатель". Да что мужчины и дети! У меня в доме есть вахтёрша по кличке Люся Перегар, так вот вчера она меня встретила смущённой фразой: "Вообще-то я Катя по паспорту, называйте меня теперь именно так". И трогательно улыбнулась во все четыре зуба, на которых - внимание - была нацеплена практически "пушкарёвская" коронка.



Елена Рыковцева: Историю успеха в цифрах всю дорогу вела газета «Коммерсант». Я передам сейчас слово Арине Бородиной, но сначала назову те цифры, о которых даже она может быть не знает, потому что речь идет об Украине. Итак, серия «Не родись красивой» шла там одновременно с матчем Украина-Испания, и эта серия обыграла матч со счетом 22 процента рейтинга против 13 в пользу «Не родись красивой». Ну, судя по печальному для Украины результату этого матча, счет был совершенно справедливым. А теперь слово Арине. Считается, что сериал уникальный. По рейтингу, по успеху, по чему, в чем?



Арина Бородина: Я, во-первых, хочу поприветствовать Артема, которого так и хочется назвать Николаем.



Елена Рыковцева: Но мы будем сдерживаться.



Арина Бородина: Да, потому что сегодня утром перед эфиром я смотрела эту серию, которую мы только что послушали. Мне очень нравится на самом деле, как вы играли. Потому что я тоже причисляю себя к тем телезрителям, которые смотрели этот сериал, фрагментарно, конечно, на протяжении всего сезона. А если говорить о цифрах, то, конечно, это феноменальный успех за последние несколько лет на телевидении. Во-первых, по продолжительности – это где-то было с конца сентября до 7 июля, и сериал, который стартовал на канале СТС с до 18% (а я напомню, что средняя доля этого канала – где-то в районе 10%) – это уже был успех, но чтобы через несколько месяцев этот канал потеснил (где-то в конце осени) федеральные каналы и вышел на первое место среди десятки самых популярных проектов, - такого на моей памяти вообще не было. И где-то начиная с конца 2005 года, этот сериал в среднем смотрела треть телезрителей-россиян и треть телезрителей-москвичей. И что очень симптоматично в этом сериале, это не только высокие доли и рейтинги, которые он давал на протяжении такого огромного количества времени, а то, что его пришли смотреть люди, которые в принципе не смотрели телевизор, потому что ничем иным такую динамику объяснить было нельзя.


Сериал «Не родись красивой» стал головной болью для всех телеканалов. С 20:00 до 21:00 телезритель был на СТС. Это была проблема программы «Вести», у которой резко упали рейтинги, и признают это даже руководители канала «Россия», это была проблема для Первого канала, не говоря уже о других. И вот то, что пришли смотреть активные зрители до 45 лет (я писала подробный материал, это, как правило, 16-18 лет девушки и их мамы от 40 до 45 и старше, есть и процент молодых людей довольно высокий для такого сериала) – это тоже уникальный срез.


И я хочу сказать, что для меня самым любопытным на протяжении всей этой динамики рейтинговой было то, что как же плотно зрители следили за сюжетом. Потому что в середине лета, когда традиционно популярность телевидения идет на спад, в день, когда Катя Пушкарева, наконец, превратилась из гадкого утенка в принцессу, доля подскочила среди аудитории старше 18 лет до 34%, и рейтинг составил более 12. Я в этот момент не смотрела телевизор и спросила свою племянницу, которая более плотно следит за этим сюжетом: «Полина, что там происходит?» Она говорит: «Как, ты что, не знала? Она в четверг превратилась в красавицу». А чем другим можно объяснить такой феноменальный рейтинговый всплеск именно в четверг? Оказалось, вот так. Это очень любопытная связь, если говорить о рейтингах.



Елена Рыковцева: И я добавлю еще два свидетельства популярности, оба из газеты «Московский комсомолец» - кстати, тоже очень популярная газета.


"Не родись красивой" - лучший сериал-2005, - подводила итоги года газета, - «Рейтинги в 20.00 такие, что идущий в это время на другом канале Малахов льет крокодиловы слезы. И неудивительно!»


Сериал также попал в пятерку анекдотов «МК». «В связи с последними изменениями в законодательстве депутаты Госдумы РФ хотят запретить сериал "Не родись красивой", поскольку в его названии есть скрытая


реклама алкоголя».


Если сериал становится героем анекдотов, это стопроцентная слава, хотя никто и без того не сомневался. И мы передаем слово Славе Тарощиной, которая, вообще-то, очень строгий критик. И вот она говорит, что смотрела сериал.




Слава Тарощина

Слава Тарощина: Да, я смотрела сериал в первую очередь по производственной необходимости, но в какое-то мгновение я поняла, что я на него, что называется, «подсела». Просто при том, что Арина знает, сколько нам приходится вообще всего смотреть, я прежде себе не позволяла такой роскоши – посмотреть сериал от начала до конца. Естественно, прежде всего, мне хотелось разобраться в своих оттенках чувств и эмоций, почему он так завораживает при том, что мне все очень хорошо понятно? Теперь я хочу сказать несколько слов об этом, Арина, вашем замечании, что такой колоссальный рейтинг даже в такое «мертвое» время, казалось бы. Я думаю, что здесь есть эффект зрительского ожидания, который сами же зрители и готовят, потому что ведь этот фильм, который делался по новой технологии. Я смотрела по рейтингам тоже достаточно часто, и вот идет сюжет, и в какой-то момент ясно, что сценаристы (вообще, сюжет зашкаливал постоянно) не знают, что дальше делать с героями, а впереди еще, допустим, 150 серий. Сюжет начинает провисать, начинаются эпизоды, связанные с бесконечными обсуждениями женсовета, какие-то ответвления. И тут же голосование на сайтах, тут же рейтинг падает, причем это очень заметно. И никакой ни Дима Билан, ни Алина Кабаева, ни бесконечные звезды, участвовавшие в сериале, рейтинга не давали никакого. Рейтинг давали только взаимоотношения Кати и Андрея. И вот это очень интересно. Потому что бедные сценаристы…Мне было искренне жаль сценаристов, мне было искренне жаль актеров, потому что я представляла, какой груз ложится на их плечи. Потому что ведь сценаристы… На десять серий (а я думаю, что здесь все в курсе сюжета), например, выпал Миша – новый поклонник Кати Пушкаревой. Он просто выпал, как лишний гриб из лукошка, и о нем просто забыли.



Елена Рыковцева: Нет, мы помнили о нем.



Слава Тарощина: Ну, мы то помнили, а вот сценаристы забыли, они не понимали, что с ним делать. Потом 10 серий Катя пишет свой дневник вслух непременно, и столько же серий Андрей этот дневник читает. То есть с точки зрения каких-то законов драматургии…



Елена Рыковцева: Они были нарушены. Александр Акопов, а я правильно понимаю, что, конечно, у вас был сценарий, изначально утвержденный, но вам нужно было искусственно растянуть сериал, потому что вы хотели дать 150 серий, потом увидели, что такой бешеный успех – хорошо бы еще 50 подкинуть, и просто сценаристам дали задачу растягивать. Правильно?



Александр Акопов: Нет, не совсем так.



Елена Рыковцева: Расскажите, как было.



Александр Акопов: Мы с самого начала, честно говоря, не всегда знаем, сколько у нас серий будет. Секрет раскрываю. Просто из неких суеверных соображений мы не говорим, что их будет 200, потому что это слишком много. И никогда не известно, как вещь пойдет. Вот сейчас запускается новый проект. Мы тоже будем говорить, что в нем, например, 100 серий, хотя их 300.



Елена Рыковцева: Пишет Ирина Волкова: «Каюсь, не смотрела ни одной серии. Кто-то из телеобозревателей сказал, что смотрят в основном женщины после 50, я из них, пятый год не работаю, но сериалы не смотрю, кроме экранизаций классики. Попробую одну-две серии посмотреть в повторном показе. А вдруг?»


Артем, вот если Ирина Волкова посмотрит сейчас две последние серии, как считаете, как она к этому отнесется, не видя до этого ничего?



Артем Семакин: Да я думаю, все будет понятно, потому что схема то проста и ясна. Я думаю, что она увидит как раз самое интересное, какой-то такой хэппи-энд со всеми страстями.



Елена Рыковцева: А полюбить успеет человек сериал за эти две серии?



Артем Семакин: Она в повторе начнет его смотреть, когда сериал начнут повторять. Я думаю, что она подсядет на него, как уже мы сказали. Я по поводу сценаристов хочу сказать. Я надеюсь на то, что по поводу провисов всех этих нам, как людям, которые говорили это все и исполняли текст, тоже было непросто. У меня есть надежда на то, что дальше, следующий проект этой компании - в компании сейчас самые профессиональные по отношению к производству, по отношению к артистам, ко всему остальному…



Слава Тарощина: К производству сериалов.



Артем Семакин: Конечно. Я думаю, что они сделают выводы и будут двигаться к повышению уровня сериала. По крайней мере, мне, как персонажу комичному, очень хотелось, конечно, каких-то шуток уровня сериала «Друзья», например, сюжетных каких-то перипетий сумасшедших, которые по-настоящему смешат меня, допустим. Надеюсь на то, что все это будет расти и меняться. Самое главное для меня то, что я разговаривал со сценаристами, когда было закрытие проекта, и я увидел в глазах у людей, что есть желание что-то менять, что-то делать, дальше куда-то двигаться. Это самое главное.



Елена Рыковцева: Арина Бородина проводила традиционный опрос по итогам сезона среди руководителей каналов. И сразу двое – Константин Эрнст, гендиректор Первого и Александр Орджоникидзе, гендиректор РенТВ поставили сериал «Не родись красивой» на первое место, говоря об успехах сезона. «Беспрецедентный успех "Не родись красивой", которая сделала весь сезон каналу СТС, вывел его в первую лигу», - это Эрнст. «Авторы не просто взяли успешный международный формат и механически перенесли на нашу почву, а сумели так переработать, что он стал абсолютно своим для зрителей». Это Орджоникидзе.


Но вот можно ли будет повторить этот успех? Вот мнение генерального директора украинской телекомпании ICTV Александр Богуцкого, высказанное в интервью газете «Галицкие контракты»: «Мир индивидуализируется, и каждый потребитель требует индивидуальных решений. Вот это действительно может убить телевидение как массовый продукт. Вполне возможно, что через некоторое время нереально будет собрать 58% зрителей с помощью сериала «Не родись красивой», как это сейчас делается. (Именно такой процент на Украине, больше чем в России) Пока же, как видим, такие феномены существуют».


Вы согласны, Александр, что чем дальше, тем меньше шансов на повторение такого успеха, потому что «мир индивидуализируется», как говорит ваш коллега?



Александр Акопов: С одной стороны, да, есть такая тенденция, мир действительно индивидуализируется. С другой стороны, авторские режиссерские и актерские таланты тоже не стоят на месте. И конечно, наряду с огромным количеством индивидуального продукта, уверен, до скончания веков будут вещи, которые будут захватывать или всю страну, или весь мир. Это зависит от таланта авторов, а я очень надеюсь, что талантливые люди не переведутся. Хотя, конечно, если говорить, например, о следующем сезоне, это такой очень серьезный вызов для всех, потому что пример был совсем свежий, и многие будут пытаться его повторить.



Елена Рыковцева: «Я посмотрела полторы серии и твердо решила, что сериал глупый и скучный, актеры играют просто отвратительно», - пишет Светлана из Москвы.


«Я не смотрю этот сериал из-за того, что в нем речь героев всегда звучит на фоне музыки, в том числе и в отрывках, которые вы только что передали», - вот такое замечание делает Анатолий из Москвы.


«Жена смотрела все время, а я выключал телевизор, сказав, что Пушкарева, когда целуется, похожа на бразильскую огородную улитку», - так пишет Георгий из Санкт-Петербурга.


И чтобы вы не думали, что мы так уж все подряд здесь хвалим, хотя уже свою «ложку дегтя» добавила Слава Тарощина, я еще одну приготовила. Аркадий Арканов, писатель, сказал «Родной газете» 30 июня: «Иногда натыкаюсь на сериалы «Не родись красивой» (СТС) или «Обреченная стать звездой» («Россия») и удивляюсь: «Неужели можно всерьез делать подобные фильмы?» Полное отсутствие вкуса, банальные диалоги, неумелая игра актеров».


А также весьма неожиданный взгляд на сериалы производства компании АМЕДИА я нашла в газете «Время новостей», в публикации за подписью Марии Дубновой. Она считает, что именно эти сериалы являются для современного ребенка главным пособием по интимной жизни.



Диктор: «То, что секс в нашей жизни есть, знают даже первоклассники. Основной источник первой информации - телевизор. Я не говорю об эротических сценах, которые можно увидеть в дневное время. "Детский" сериал "Моя прекрасная няня" построен на том, что няня Вика мечтает заполучить в свою постель Максима Викторовича. Балбес Андрей Жданов спит то с некрасивой Катей, то с красивой Кирой, и непонятно, кого из них он любит, да и любит ли вообще. Просто спит, потому что надо (сериал "Не родись красивой"). Дети узнают, что бывает секс без любви и даже без удовольствия, что бывает любовь без секса, бывает любовь между мужчинами и так далее - вариантов много».



Елена Рыковцева: И еще одна заметка по этому же поводу, она об истории, которая случилась на Украине, и которую несколько месяцев назад рассказали «Новые известия».



Диктор: "Не хочу няню, хочу Роксолану! ", "Прочь, российская похабщина!", "Осторожно, Задов! " и "Пушкареву в Бобруйск! " -под такими лозунгами в Киеве прошел пикет протеста против российских развлекательных программ и телесериалов, которые показывают на Украине.


Больше всего досталось задушевному сериалу "Не родись красивой". Одна из


пикетчиц, учительница средней школы, заявила "Новым известиям", что от этого "творения" российского кинематографа нет спасения: "Милого монстра Катю Пушкареву нам демонстрируют по два раза на день! Дети не знают кто такая Джульетта или Анна Каренина, но зато отлично разбираются, кто с кем и в какой позе в личной жизни Пушкаревой". Правда, моралисты оказались в не ладах с географией. "Да, знаем мы, знаем, что Бобруйск - белорусский город, но пусть Пушкарева убирается все равно куда, лишь бы подальше", - оправдываются организаторы».



Елена Рыковцева: Вроде, с одной стороны, комментарии тут не нужны, но тем не менее, Слава Тарощина, что вы скажете по поводу этих протестов моралистов украинских, а также российских?



Слава Тарощина: Моралисты пусть занимаются своим делом, но у меня, разумеется, есть не то, что претензии к сериалу. Я пыталась свои какие-то ощущения понять. И вот что мне хотелось бы сказать. Что на самом деле действительно как бы этот сериал против всех каких-то установок, потому что в культурологии есть понятие массовой культуры, но продукт массовой культуры должен быть сделан очень хорошо. То есть это может быть сколь угодно примитивный сюжет, но он должен быть сделан хорошо. На мой взгляд, «Не родись красивой» сделано очень плохо. Ну, это совершенно правда, потому что сыпется сюжет, с композицией катастрофа. Ни при Зорькине-Артеме будет сказано, актеры играют очень плохо. Ну, это первый курс театрального вуза просто. Вот я слышала, что Нелли Уварова – хорошая актриса, я могу верить только на слово. У хорошего актера 300 штампов, у плохого – три. И вот эту комбинацию из трех пальцев нам Нелли Уварова демонстрирует на протяжении всего сериала. Устали зрители явно от этого, устала она.


Как любой очень успешный продукт он обрастает мифологией. Есть еще миф о том, что здесь есть попадание в офисную аудиторию. Это тоже чушь собачья, потому что у меня есть своя радиопрограмма на одном из радио, и мне звонят люди, как только речь заводишь о «Не родись красивой», тут же миллион звонков. Есть, оказывается, в московских вузах специальные курсы, условно говоря, на факультете экономики, как не нужно вести дела, отталкиваясь от офисной реальности. Потому что все: от этих «липовых» отчетов до чудовищных туалетов этих девушек из женсовета – все вызывает вопросы.


Но здесь есть другое, здесь есть гораздо более важное. Почему еще, может быть, подспудно люди не пытаются как-то понять, проанализировать свои ощущения? Вот здесь я сделаю, с моей точки зрения, самый грандиозный комплимент Акопову и СТС, который только можно сделать. Они попали не в офисную реальность и вообще ни в какую реальность, они попали в контекст времени. И вот это гораздо важнее. Потому что неслучайно ведь он рифмуется со «Служебным романом». То есть там рифма такая просто прочитывается.



Елена Рыковцева: Ну, конечно.



Слава Тарощина: Откровенная и нарочитая. Вот это наше общее какое-то незаметное вползание в такое болото застоя, какая-то стилистика совершенно другого времени.



Елена Рыковцева: А, вот вы куда поворачиваете.



Слава Тарощина: Когда люди на работе…Ввот эти работники НИИ в «Служебном романе» - там же не работает никто вообще, там только занимаются чужой личной жизнью.



Елена Рыковцева: Вы считаете, что именно это легло на сердце зрителю?



Слава Тарощина: Я считаю, что подспудно. Это та новая реальность, к которой мы как бы движемся, где меняются акценты, потому что это абсолютно советский идеал «один за всех, все за одного». Вот тут бесконечная дружба, женсовет – это атрибуты прежнего времени, от которого мы так долго уходили. Мне кажется, здесь есть какая-то тайна именно в этом.



Елена Рыковцева: Я уже вижу, что наши гости готовы включиться в этот разговор.



Артем Семакин: Я готов включиться по поводу Уваровой, защищал, защищаю и буду ее защищать. Вы абсолютно не правы, потому что это человек очень большого таланта, время все покажет. Я не буду объяснять каких-то вещей, мне по профессии понятных. Не буду ничего больше говорить про Уварову. Хочу рассказать одну историю по поводу одной из участниц этого сериала. Она играла спектакль в Доме ученых, и потом к ней подошли и просили автографы, на что человек очень удивился: «Неужели вы тоже это смотрите?» Они сказали: «Да, мы так устаем от таких потоков информации, мы просто приходим домой и смотрим…»



Елена Рыковцева: Но Слава не говорила о том, что она в принципе плохая актриса, она говорила, что в этом сериале. Возможно, что где-то в театре – да, но в этом сериале…



Артем Семакин: Дело не в театре и не в сериале. Это формат такой, понимаете?



Слава Тарощина: Вот, я об этом и хотела сказать, что это формат, который отторгает хорошую игру.



Елена Рыковцева: Не дает развернуться актерам? Так получается?



Слава Тарощина: Я, например, могу допустить, что Такшина не настолько абсолютно не профессиональна в жизни, как в этом сериале. Это отторгает хорошую игру, здесь не нужно играть хорошо. Я ведь вас тоже видела в других работах. И я понимаю, что Зорькин – это не ваш потолок.



Артем Семакин: Я надеюсь на это.



Елена Рыковцева: Слава, я считаю, что у вас очень крайняя точка зрения, слово Арине Бородиной.



Арина Бородина: Вы знаете, я, наверное, отчасти заступлюсь за актеров. И по поводу офисов, здесь тоже, мне кажется, есть некое противоречие. Кстати говоря, вы его, по-моему, своими словами сами опровергли. Сначала что касается актеров. Я соглашусь с Артемом, потому что я видела Нелли Уварову в спектакле «Три сестры» Донеллана, и когда увидела формат «Не родись красивой», я даже не поняла, что это одна и та же актриса. И скорее это в плюс ей, потому что это телевизионный формат с четко заданными правилами. И, кстати сказать, Юлия Такшина, о которой вы сказали, мне кажется, очень удачно справляется со своим образом Вики Клочковой. И более того, актеры в заданных обстоятельствах при 200-серийном формате телевизионном ежедневном, мне кажется, они сделали максимум, что они могут сделать.


Хотя я хочу сказать, что недостатков там действительно хватает, то что вы говорили по части провисания сценария. Но когда мы говорим о том, что очень удачно назвал Александр Роднянский «офисным пролетариатом»... Понимаете, мне кажется, что не сильно много чего изменилось с советского времени. Зайдите в любой среднестатистический офис, не крупный офис в Москве, а где-нибудь во Владивостоке, в Самаре, Новосибирске – обычная компания, которую сейчас называют офисом, - там точно так же перекладывают бумажки. И как на любом предприятии, везде влюбляются, интригуют, зависят от начальства, скандалят, начальники ссорятся. Конечно, там не берутся вот эти отчеты финансовые, конечно же, это атрибуты сериала. Там не берется копирка с того, как это на самом деле происходит в крупных компаниях, даже такого уровня как «Зималето».


Но вы совершенно справедливо сказали о том, что это современная история, потому что большинство людей сейчас проводят время в таких компаниях. И помимо производственных интересов, там, конечно, очень много личного. Это в любой компании. И конечно, это дань современному времени, в этом, наверное, успех сериала. И то, что эти герои, которые играют самих себя, они и в жизни примерно такие же. Но только это актеры, они в офисах не работают в основном. Они ровесники нынешних ровесников, тех, которые в реальной жизни работают в таких компаниях. И на самом деле со времен «Служебного романа», как вы действительно верно и точно подметили, мне кажется, в нашем менталитете изменилось очень немногое. И поэтому в том числе успешен сериал.



Елена Рыковцева: Я хочу сказать, что мы с Ариной уже однажды говорили об этом сериале на заре его показа, когда он уже получил огромный рейтинг. Но мы тогда, конечно, не знали, что успех будет таким продолженным и стабильным. И я тогда приводила цитату, Константин Эрнст в разговоре просто когда-то сказал в разговре: «Я считаю, что больше всего зрителей привлекла игра актеров, необыкновенно свежая, живая, новые лица, и хорошо играют». То есть насколько по-разному оценивается эта игра разными людьми. Есть, конечно, какие-то вкусовые вещи, есть профессиональные.


Послушаем, наконец-то, людей. Ирина из Санкт-Петербурга.



Слушатель: Этот сериал говорит о печальнейшем состоянии нашего общества, о его очень низком интеллекте и так далее. Хотя должна сознаться, я начала его смотреть, и первые серии были более или менее пристойны. Но дальше было полное безобразие. Я периодически смотрела и думала: за что же меня считают такой глупой? Государство всю жизнь нас в дураках держало, а теперь еще больше. Мне жалко этих актеров, я их понимаю, деньги нужны всем. Но мне жалко таких серьезных актеров, как Муравьева, Жигалов, Тараторкин, Остроумова. Но честно вам скажу, мне очень нравится Григорий Антипенко просто внешне, хотя я – человек немолодой, и я периодически смотрю. Эта идиотская прическа у Кати! Вчера, например, она стояла рядом с Андреем, а он ее не видит! Одна глупость! И потом отвратительно все время лезет к ней в душу этот женсовет! Прямо лезет и лезет! Эта реклама, которую тебе просто пихают без конца, то мука, то «Актимель», то еще что-то! Мне очень стыдно просто за тех, кто такие вещи делает. И уже давным-давно можно все было закончить. Но я понимаю, хочется денег, поэтому «мылится», «мылится» и «мылится».



Елена Рыковцева: Ирина, мы получили настоящее удовольствие от вашего звонка, потому что мы поняли, что вы, конечно, этот сериал смотрите, и внимательно. Вы жалеете актеров. Но тогда вы должны, наверное, в первую очередь пожалеть 50% населения страны, которое его смотрит вместе с вами? Мы слушаем из Москвы Вадима.



Слушатель: Поддавшись общему шуму, я попытался посмотреть, где-то две серии выдержал и понял, что много шума из ничего. Потому что это было скучно и серо, и игры никакой. У меня есть эталон для сериалов, по которому можно сравнивать другие сериалы. Это «Секс в большом городе», это непревзойденно. Я думаю, советская, российская аудитория его как следует не видела, не поняла. И вряд ли кто сделает подобный сериал, где есть и остроумие, и прекрасная игра актеров, и толерантность к другим. Сериал как жанр должен за собой вести зрителя куда-то вперед, а этот сериал, по-моему, ничего не дает нового.



Елена Рыковцева: Спасибо за звонок. Я только должна уточнить, что шума-то особого вокруг сериала не было. Шум весь в том, что рейтинги у него высокие, его просто смотрят. Сказать, чтобы была какая-то безумная пресса хвалебная… Были, конечно, репортажи, которые, вообще-то, в основном сводились к историям из личной жизни актеров. И насколько я вижу, прессу больше интересовали взаимоотношения в реальной жизни Григория Антипенко и Юлии Такшиной, чем история в сериале. В этом смысле был шума.



Слава Тарощина: Я хочу заметить, что это очень рукотворная реальность. Я думаю, что авторы сериала, пиарщики, которых очень много, вот эту реальность сами делают.



Артем Семакин: И вы знаете, компания HBO , которая производит сериалы такого уровня, как «Секс в большом городе», - еще нужно вырасти до такого. То есть для этого нужно время. Это не просто так.



Арина Бородина: Да и страны у нас несколько разные, с разным экономическим состоянием.



Артем Семакин: Уровень развития немножко разный. Я не оправдываю ни в коем случае ничего. Я просто говорю о том, что компания HBO очень долго шла к тому, чтобы сделать это. У меня тоже есть один любимый сериал «Клиент всегда мертв».



Арина Бородина: Он у нас, кстати, не пошел совершенно.



Артем Семакин: Это гениальный сериал. Я смотрел его по ночам и записал все.



Арина Бородина: А «Клан Сопрано»?



Артем Семакин: «Клан Сопрано» я как-то пропустил.



Арина Бородина: Тоже очень хороший и тоже у нас не пошел.



Артем Семакин: Смысл моих слов в том, что, естественно, нужно до этого дойти. Нужно набить руку на этом.



Елена Рыковцева: «Сериал «Не родись красивой», конечно, очень слабый, но я его смотрела хотя бы потому, что там не убивают, не насилуют, в отличие от всех других каналов», - пишет Елена Николаевна.


«Когда-то список популярных имен тоже начинался с Кати: Катя Лычева, Рая Горбачева и Алла Пугачева. Но с тех пор телевизор, кроме футбола, не смотрим. Уверены, что самый главный фильм о жизни и любви – это «Порох», «Тихий Дон», «Торпедоносцы», - пишет нам Дмитрий.


«Случайно я видела несколько картинок этого замечательного фильма. Впечатление ужасно. Это бразильский сериал на российский лад, и больше ничего. Люди, обыватели смотрят разное, особенно коммунальные дрязги, хоть и на работе», - пишет из Москвы Юлия.


«Замечательный саундтрек «Не родись красивой». Это мое самое яркое впечатление», - Сергей.


«Эй, журналисты, вам что, поговорить больше не о чем?» – пишет Андрей из Санкт-Петербурга. А что же вам, население страны, смотреть больше нечего, как сериал «Не родись красивой»? Половина смотрит.


«Меня больше всего поражают телекритики. Неужели вы и вправду так оцениваете этот сериал? На самом деле, хорошее телевидение закончилось в 1999 году. А то, что сейчас, ниже всякого плинтуса».


А Слава Тарощина только что очень критически оценила этот сериал.


«Если ваши рейтинги реальны, то удручает нетребовательность аудитории. На 200% это убожество, нищета духа, бездарность создателей. Один «Гадкий утенок» Андерсона стоит тысячи таких Кать», - пишет Анна Николаевна.


«Я не верю, что сериал имеет такой рейтинг. Вся страна смотрит футбол, молодежь – «Дом-2» с Ксений Собчак. Объясните, чем этот сериал так хорош, что его так смотрят? Неужели лучше, чем «Ромео и Джульетта»? – спрашивает Андрей из Подмосковья. Арина, рейтинги – это ваше.



Арина Бородина: Во-первых, конечно, с «Домом-2» мы сравнивать не будем, потому что и по содержательной части это разные форматы, и по рейтингам в том числе. Конечно, проект популярный, но… Что касается футбола, это разные вещи. Сериал идет почти год, «Не родись красивой» сейчас заканчивается. А футбол идет только месяц, его, правда, тоже очень смотрят. На Украине больше смотрят «Не родись красивой», у нас все-таки популярнее футбол сейчас, чем «Не родись красивой».



Елена Рыковцева: Это будет очень интересно – сравнить рейтинги финальной серии «Не родись красивой» и финала чемпионата мира, который будет в воскресенье.



Арина Бородина: Например, предыдущий матч, когда играли в четвертьфинале команды, доля в Москве была 40%, а рейтинг – 11%. У «Не родись красивой» стабильная доля – 30-32%, а рейтинг – 10-11%. То есть по количеству рейтинга примерно одинаков, по доле телезрителей – чуть впереди футбол. Это будет действительно любопытно. У нас в роли критика сейчас Слава скорее.



Елена Рыковцева: Строгого критика.



Арина Бородина: Я при всех огрехах этого проекта все чаще его защищаю, потому что, поверьте, в силу профессиональной должности своей, я все-таки вижу практически весь объем сериалов так или иначе, по эпизодам и фрагментарно. Качество «Не родись красивой», его заряд позитивный, конечно, гораздо выше очень и очень многих проектов, может быть, тоже не менее рейтинговых. И вы знаете, он все-таки адресован молодой аудитории, скорее школьникам, студентам, и в нем нет ничего негативного, того, что наши слушатели, которые говорят, что это отвратительно, отрицательно. Знаете, если бы таких проектов было бы больше, уверяю вас, что и телевидение наше было бы ярче. Более того, за проект такой телевизионный поборолись бы все телеканалы. И не такой уж он примитивный, каким его хотят видеть многие наши слушатели.



Слава Тарощина: Я бы хотела возразить Артему. Вы говорите о том, что мы должны дорасти до уровня «Секса в большом городе».



Артем Семакин: Нет.



Елена Рыковцева: Что дорасти должна компания, производящая сериал.



Слава Тарощина: Да, я это и имею в виду. И вот тут у меня вопрос очень важный. А зачем? А зачем нам расти, когда «Секс в большом городе» вообще просто ни в какое сравнение не идет с успехом сериала «Не родись красивой»? И в этом важная проблема. Что не нужно ничего делать, не нужно как-то… Точно так же, как молодым актерам, они взяли свое верхнее «до», они понимают, что никогда в жизни у них не будет такого успеха, какой был в этом сериале. И это, по-моему, очень важная такая тенденция, которая не позволяет как-то совершенствоваться в мастерстве.



Артем Семакин: Я понял ваше замечание. Наверное, оно правильное. Но мне кажется, это немножко личный момент, по крайней мере, по поводу артистов, которые дальше стремятся что-то сделать. Это дело лично каждого.



Слава Тарощина: Разумеется, конечно.



Артем Семакин: Кого-то, естественно, после этого сериала переклинит из артистов, у кого-то начнется «звездная болезнь». Какие-то люди дальше не будут двигаться, но это их личные проблемы.



Слава Тарощина: Ну, разумеется. Но я говорю о тенденциях, а не о людях конкретных.



Артем Семакин: Нет, мне кажется из моего общения с руководством канала СТС, с руководством компании АМЕДИА, это неглупые люди, и, естественно, они будут расти. Их задача – расти как компании производящей по качеству, по количеству – по всему. По поводу сравнению с HBO , я говорил, что по уровню мысли, по уровню производства и всего остального, технических каких-то вещей, наверное, нужно к этому стремиться. Я так считаю. Потому что эти сериалы сделаны очень на высоком уровне, мне кажется, по поводу картинки, по поводу актерской игры и всего остального.



Слава Тарощина: Но рейтинг не зависит от качества. Вот в чем дело.



Артем Семакин: По поводу рейтинга я прямо не знаю, что говорить. Я знаю, что все смотрят, по улицам ходить невозможно мне, по крайней мере. Пушкаревой, естественно, вообще невозможно.



Слава Тарощина: Но через полгода вы все будете спокойно ходить.



Артем Семакин: Конечно, будем спокойно ходить, будем дальше жить.



Елена Рыковцева: Нет, Слава, не будут, потому что сериал начинается с понедельника.



Слава Тарощина: Да, я оговорилась, через год.



Арина Бородина: . Там не полгода, он будет идти два месяца, до конца лета. А потом его канал обрывает, что, на мой взгляд, странный несколько программный ход. Я хочу сейчас тоже внести ложку дегтя вот во что: по поводу того, что, конечно, это мое мнение, что компании АМЕДИА и каналу СТС повторить успех «Не родись красивой» будет крайне сложно. Я имею в виду аналогичные форматы. Я не хочу предрекать этого, но мне кажется, что феномен этого продукта, если говорить языком телевидения, или просто драмы, сериала уже вошел, вписал себя в историю нашего телевидения. Повторить успех в течение года на таком большом промежутке с такими высокими рейтингами и с такой симпатией зрителей, мне кажется, крайне сложно. Мир меняется, и следующий год телевизионный будет диктовать другие реалии. Более того, здесь, конечно, очень точное попадание главной пары – Андрея Жданова и Кати Пушкаревой. Потому что внешний типаж и их лирическая линия – это самое главное, что волнует людей. И мне кажется, что СТС будет очень сложно, несмотря на то, что они предложат большое количество новых премьер, в том числе и в жанре драмеди. Повторить успех «Не родись красивой», мне кажется, будет очень сложно.



Елена Рыковцева: Давайте Валерия из Москвы послушаем.



Слушатель: Вы пригласили людей из телевизионной тусовки и пытаетесь добиться от них правды. Правды от них вы никогда не добьетесь.



Елена Рыковцева: Давайте от вас мы ее получим.



Слушатель: Вся публика и телевизионная тусовка является куклами, которыми манипулирует наш замечательный общий политический цензор. Телевидению навязаны подобного рода вещи, и подобного рода вещи субсидируются соответствующими, зависящими от власти фирмами. Вот и вся история. Но то, что вы, Лена, попались на эту удочку, вот что меня потрясло.



Елена Рыковцева: Ой, и смотрю этот сериал просто от начала до конца и вишу на его удочке, и до завтрашнего дня буду висеть.


Но, Валерий, вы не одиноки. Даниил Дондурей во «Времени новостей»написал следующее: «Хочу отметить и функции специального развлечения, этакого телеспецназа, которые выполняет продукция компании "Амедиа", предлагающая пока еще экзотические для нас "Не родись красивой", костюмные драмы и ситкомы, типа "Моя прекрасная няня", свободные, слава богу, от любой политики. Они предназначены компенсировать все то, что выращивается и подкармливается основными содержательными процессами нашего ТВ. Также суперрейтинговые, эти произведения выполняют добрую, утешительную миссию старого советского телевидения. Интересно, что такую в высшей степени гуманистическую работу делает компания-производитель, созданная с участием американского капитала. Возможно, они просто боятся затронуть актуальные аспекты нынешнего существования, чтобы Проханов, Митрофанов, Жириновский, Чуев, Дугин и несколько других мегазвезд нашей интеллектуальной, по версии ТВ, жизни не обвинили их в идеологической диверсии».


Итак, есть идеология на главных каналах в форме новостей, которая подкрепляется вот такими сериалами. Арина, что скажете?



Арина Бородина: Это, в общем смешно очень, потому что всегда есть этот тезис, эти вечные претензии к Александру Роднянскому, что этим развлечением он уводит свою аудиторию от жестокой реальности тяжелой нашей жизни. Это вечное противоречие. Но с другой стороны, есть канал, который занимает четко заданную нишу. Его смотрят зрители для того, чтобы развлекаться и получать удовольствие. И мне кажется, слишком глубоко уважаемый Даниил Борисович зашел, с точки зрения идеологии. Мне кажется, надо разделять все-таки понятия.



Елена Рыковцева: Я закончу сообщением Виктора Антоновича: «Сколько серий в этом сериале?» 200, Виктор Антонович. «Теперь помножьте на длительность, сколько же детей мы не досчитались или хотя бы полезных дел!» Не знаю, завтра завершим эти подсчеты, завтра сериал на канале СТС заканчивается, в 20 часов последняя серия.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG