Ссылки для упрощенного доступа

 
Процент оппозиции. Критика власти на телевидении ужалась до минимума

Процент оппозиции. Критика власти на телевидении ужалась до минимума


Говорим телевидение, подразумеваем власть
Говорим телевидение, подразумеваем власть

Центр экстремальной журналистики и Союз журналистов России обнародовали итоги второго исследования того, как средства массовой информации отражают политическую жизнь России . По сравнению с замерами трехмесячной давности ситуация на федеральных телеканалах ухудшилась: время, отводимое в новостях власти, увеличилось с 91 до 93%, а освещение деятельности оппозиции уменьшилось с 2 до 1%.


Новое исследование показало, что федеральные телеканалы практически окончательно вытеснили из новостного эфира оппозиционных политиков. При этом отмечается, что 99% сообщений о власти носит позитивный или нейтральный характер, в то время как деятельность оппозиции освещается в основном негативно, в лучшем случае нейтрально. На Первом канале, «России» и НТВ за время исследования не было зафиксировано ни одной секунды (минимальная единица измерения) негативной информации о президенте ; на ТВЦ критике в адрес Владимира Путина, которая содержалась в высказывании одного из членов партии «Яблока», было отведено 18 секунд.


Впрочем, замечает газета «Коммерсант», которая комментирует результаты исследования, в последнее время некоторые оппозиционеры все же стали появляться на государственных каналах. Так, в программе «Вести» телеканала «Россия» дню рождения лидера КПРФ Геннадия Зюганова был даже посвящен отдельный сюжет. А на Первом канале члена КПРФ профессора МГУ Елену Лукьянову уже трижды приглашали на ток-шоу Андрея Малахова, где специалисту по конституционному праву пришлось, например, обсуждать тему домработниц звезд шоу-бизнеса.


И на «России», и на Первом отказались комментировать результаты исследования. «Нам неизвестны такие исследовательские организации, поэтому комментировать нерепрезентативные исследования мы не считаем возможным», - заявил «Коммерсанту» директор общественных связей Первого канала Игорь Буренков.


Руководителя Центра экстремальной журналистики Олега Панфилова упреки телевизионщиков не удивляют: «Когда Геннадий Андреевич Зюганов показал генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту наши исследования (а это были исследования за март), то Константин Львович сказал, что это все вранье. Он лукавил, [и ] спустя какое-то время все-таки согласился, потому, что это достаточно легко проверяется... Берется секундомер, и замеряется время, когда показывают того или иного политика, когда ему предоставляется возможность что-то самому сказать, или когда о нем что-то говорят, это все высчитывается по секундам, потом складывается, и, таким образом, получается результат, и мы можем увидеть, какие политики чаще всего отмечаются на том или ином телеканале. Репрезентативность тут абсолютно не при чем, потому что мы проводили исследования двух выпусков новостей каждого телеканала в прайм-тайм, то есть в то время, когда новости смотрит большинство населения - с 6 вечера до 12 ночи. Эта методика известна давно, методика, которой пользуется словацкая организация МЕМО 98 , это наши партнеры. Эта организация проводила исследование предвыборных кампаний в 50 странах, последние их исследования были выборы в Италии, в Палестине и в Мексике».


Признавая факт точечного доступа деятелей оппозиционного лагеря на телевидение, преимущественно в неновостных форматах, Олег Панфилов воздерживается делать из этого вывод об ослаблении информационной блокады инакомыслящих: «Мы пока не проводим исследование ток-шоу или каких-то других больших аналитических программ, мы исследуем выпуски новостей. Четырехмесячный проект закончился, поэтому мы и презентовали результаты этого исследования. С октября мы начнем дальнейшее исследование, и это уже будет почти двухлетний проект, то есть мы будем проводить исследование до выборов в Государственную Думу и до выборов президента. То, что разные оппозиционные лидеры появляются в каких-то других программах, я думаю, может быть связано с информационной политикой каналов или с какими-то личными отношениями».


Исследователи обнаружили забавное совпадение: оппозиционные партии и политики вместе взятые на Первом канале получили столько же времени, сколько деятельность ФСБ. Руководитель Центра экстремальной журналистики не усматривает здесь ничего удивительного: «Практически сразу, как только президентом страны стал Путин, во всех основных государственных средствах массовой информации руководителями стали бывшие генералы КГБ или ФСБ. Достаточно сказать о том, что одним из руководителей ВГТРК является генерал ФСБ [ Александр ] Зданович, такие же должности есть в ИТАР-ТАСС и в других крупных средствах массовой информации. Ничего странного в том, что государственные средства массовой информации из всех силовых ведомств выделяют ФСБ... Как говорится, "свои своих не бросают"».


XS
SM
MD
LG