Как смерть Басаева (если считать этот факт установленным) повлияет на военно-политическую ситуацию в Чечне и появится ли сейчас кто-то, кто способен стать преемником «военного амира Ичкерии»? Об этом мы беседуем с военным экспертом Александром Гольцем.
- Аналогичная ситуация случилась где-то в промежутке между 2000 и 2001 годом, когда российские генералы бодро доложили президенту, что уничтожено организованное чеченское сопротивление. И это была правда. Штука, впрочем, заключалась в том, что неорганизованное сопротивление в такой войне представляет куда большую опасность, чем сопротивление организованное.
В случае, если действия врага управляются из единого центра, всегда есть возможность внедрить туда агента и знать об его планах, всегда есть возможность с помощью и технической, и оперативной разведки понять, где концентрируется этот враг, чтобы подготовиться к возможным его ударам. В случае если сопротивление децентрализовано, а именно такая децентрализация, безусловно, произойдет в случае подтверждения факта гибели Басаева, проблема только увеличится, потому что невозможно отследить действия 10-20-50 полевых командиров, которые никому не подчиняются и готовят свои операции, только исходя из собственных представлений.
Я подозреваю, что гибель Басаева, конечно, ослабит чеченское сопротивление безусловно, поскольку Басаев - это уже некий символ. Но в то же время оно на оперативно-тактическом уровне сделает работу наших спецслужб гораздо более сложной.
- Вопрос, связанный с предполагаемой датой уничтожения Басаева. Его ведь обвиняли в подготовке крупного теракта накануне саммита «большой восьмерки» в Петербурге. И в этой связи сразу вспоминаются обстоятельства смерти бывшего президент Ичкерии Аслана Масхадова 8 марта прошлого года. Можно ли гибель Басаева считать очередным таким заготовленным «подарком к праздничной дате»? Я имею в виду, что объявлено о его гибели сегодня, но, возможно, произошло это все гораздо раньше?
- Мне кажется, что такая версия имеет имеет под собой основание. Более того, ведь не было ни одного комментатора, который бы не отреагировал на недавнее заявление Владимира Владимировича Путина о намерении уничтожать террористов повсюду в мире следующим образом: конечно, команда «уничтожать террористов» есть, вот только Басаева почему-то не можем уничтожить. Я думаю, что такое решение уничтожить «под дату», безусловно, возможно.
Находящийся в Государственной думе корреспондент РС сообщает, что депутаты нижней палаты парламента ждут подтверждения известия о том, что Шамиль Басаев действительно убит. При этом они предполагают (во всяком случае, этого мнения придерживается один из депутатов, член комитета по безопасности Государственной думы Геннадий Гудков), что охота за Шамилем Басаевым велась все это время.
Касаясь версии, что Басаев был убит раньше, а затем это было преподнесено как «подарок» к саммиту «большой восьмерки», Геннадий Гудков сказал: в смысле политического резонанса, пожалуй, было бы удобнее, если бы о проведенной ранее операции тогда же и сообщили. Это можно было сделать, например, в прошедшую субботу, когда завершилась сессия Государственной думы, и все, кто составляет российское политическое поле, бурно реагировали бы на то, что произошло.
По словам Геннадия Гудкова, он лично имел информацию о том, что за Шамилем Басаевым все последнее время охотились и что, возможно, его ликвидация все-таки является делом рук не так называемых «кадыровцев», людей, близких к нынешнему премьер-министру Чеченской республики. а федеральных спецслужб. Вопрос в том, каким именно образом это произошло. Геннадий Гудков сказал, что, скорее всего, депутаты Госдумы будут запрашивать спецслужбы России информацию о подробностях операции.