Международный трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии приступил к рассмотрению дела группы высокопоставленных сербских политиков и военных. Шесть человек, среди которых бывший президент Сербии Милан Милутинович, обвиняются в причастности к массовой гибели косовских албанцев в конце 1990-х годов. Аппарат главного прокурора, который до сих пор оправляется от последствий неожиданной кончины главного заключенного Гааги Слободана Милошевича, планирует провести этот процесс быстро и эффективно.
За судебными заседаниями пристально наблюдают в Белграде. В последние годы сербские власти выдали или вынудили сдаться трибуналу полтора десятка обвиняемых в совершении военных преступлений. К деятельности трибунала в стране относятся по-разному, вспоминая, что главный из числа лиц, им обвинявшихся - бывший президент Сербии и Югославии Слободан Милошевич - провел в заключении почти пять лет, но так и не дожил до оглашения приговора.
Сербские обозреватели отмечают, что суд над шестью бывшими руководителями страны является некоего рода заменой незавершенного процесса над Милошевичем. Все они были его ближайшими соратниками и послушно выполняли его распоряжения.
Известная столичная журналистка Гордана Логар полагает, что нынешний процесс имеет все основания стать для Сербии самым важным из всех «гаагских». «Хотя обвинения еще нужно доказать, количество и серьезность этих обвинений впечатляют. Речь идет о верхушке режима Милошевича, о значительных лицах на важных позициях. Это означает, что процесс будет иметь особое значение», - говорит моя собеседница.
В Сербии больше внимания уделяется не конкретным пунктам обвинительного заключения, доказательствам изгнания из Косова весной 1999 года более семисот тысяч албанцев, разорения их домов, массовым убийствами, а совсем другому факту. Прокуроры трибунала в последний момент отозвали обвинения в расстреле сербской полицией 15 февраля 1999 года сорока пяти албанских жителей деревни Рачак. Именно это событие стало формальным поводом для начала натовских бомбардировок Сербии.
«Именно потому, что обвинительный акт покрывает много разных преступлений, которые можно легче доказать, "рачакский случай" оставили в стороне. Особый вес в обвинении имеет тот [ установленный ] факт, что косовские албанцы были убиты и захоронены, а потом их трупы выкопаны и привезены в рефрижераторах с территории Косова в Сербию, в окрестности Белграда. Это является важнейшим и несомнительным доказательством командной ответственности обвиняемых», - считает Гордана Логар.
В нескольких районах Сербии обнаружены массовые захоронения, в которых найдены останки почти тысячи албанцев, в том числе детей и женщин. Восемь таких захоронений находились в Батайнице, что в десяти километрах от центра Белграда. Из них извлечено 709 тел албанцев, большинство из которых опознаны как жертвы расстрелов в Косове весной 1999 года.
Перед трибуналом предстали шестью человек, без распоряжения которых вряд ли можно было попытаться скрыть следы преступлений прежнего режима. Однако среди них нет ключевого свидетеля, которого считают непосредственно ответственным за это злодеяние - полицейского генерала Властимира Джоржевича. Джорджевич, как полагают, скрывается в России.