Андрей Шарый : Человек дня Радио Свобода 11 июля - американский хореограф Твайла Тарп, постановщик мюзикла, основанного на песнях музыканта Боба Дилана. Полуторачасовой спектакль, название которого можно перевести как "Времена меняются" (так же называется одна из популярных песен Дилана), рассказывает об одноногом директоре бродячего цирка и его сыне, влюбленном в дрессировщицу. Сам Боб Дилан с восторгом принял постановку, в которой звучит около 20 его знаменитых композиций.
Твайле Тарп 65 лет. Она родилась в Индиане, выросла в Калифорнии. Получила искусствоведческое образование, в 1965 году сформировала танцевальный ансамбль современного танца. Снималась в кино, в частности, работала с режиссером Милошем Форманом, танцевала сама, поставила десятки танцев и спектаклей на лучших сценах мира, несколько мюзиклов на Бродвее, написала две книги. Лауреат многих профессиональных наград, в том числе трех премий "Эмми" за телеспектакль о Михаиле Барышникове с его участием, и премии "Тони" за постановку мюзикла на музыку Билли Джоэла.
О человеке дня Радио Свобода говорит мой коллега Александр Генис.
Александр Генис : «На балетном языке, - объяснял как-то Баланчин, - можно сказать то же, что и на обыкновенном, только лучше». Другое дело, что в классическом балете чаще разговаривают волшебницы и принцы. У королевы современного танца Твайлы Тарп - другой язык: улиц и площадей. Это как перебраться от Блока к Маяковскому. С одной стороны популярнее, с другой - сложней. Именно поэтому зрители все еще с подозрением относятся к танцу-модерн с его непривычным словарем и головоломным синтаксисом.
Поставив полторы сотни виртуозных танцев, Твайла Тарп (не без помощи своего знаменитого союзника Михаила Барышникова), заставила не только уважать свое искусство, но и любить его. Ее хореография добилась массового успеха, не опустившись до толпы. Возможно потому, что она решительно бралась за большие темы.
Танец - эфемерное искусство, поэтому лучше всего о мастерстве Тарп можно судить по фильмам. Мой любимый - «Волосы», где самая убедительная утопия хиппи создана умным движением. В поставленных Твайлой Тарп массовках герои танцуют вместе с пейзажем. Сам мир пустился в пляс под звуки великой музыки, которая вносит в жизнь ритм, разрешает противоречия и устанавливает гармонию. Только танец - ключ к счастью и путь к миру, ибо, как говорил Ницше, «бойтесь богов, которые не танцуют».
Не удивительно, что новый мюзикл обращается к настоящему, возвращаясь к прошлому. Песня, по которой он назван, стала гимном и прологом 60-х. «Времена меняются», - пел тогда Дилан, предупреждая всех, кто к этому не готов. Теперь, говорит своей постановкой Твайла Тарп, они изменились, но совсем не так, как мечтали. Ее мюзикл - попытка возродить не столько песни Боба Дилана (они в этом не нуждаются), сколько вернуть новому антивоенному движению прежний дух протеста со всей его молодой энергией и юным идеализмом. Суть этого ностальгического проекта - положить сегодняшнюю газету на музыку 60-х, которая несравненно лучше справлялась со своими актуальными задачами. Что делать - времена меняются.