В турецком порту Джейхан сегодня прошла торжественная церемония ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. По сообщениям информационных агентств, в ней приняли участие более 45 официальных лиц из 30 государств мира. Как подчёркивали участники торжественной церемонии, данный проект - новый эффективный маршрут поставок углеводородов Каспийского региона на мировые рынки.
Терминал в порту Джейхана носит имя Гейдара Алиева. В Баку утверждают, что именно он был инициатором проекта нефтепровода. Накануне торжественного открытия его сын и преемник на посту президента Азербайджана Ильхам Алиев заявил в интервью одной из турецких газет, что эта идея столкнулась с многочисленными препятствиями, чинимыми определенными силами на протяжении нескольких лет. На церемонию пуска нефтепровода, помимо Ильхама Алиева, были приглашены главы 14 стран, в том числе президенты Грузии и Казахстана. Джордж Буш направил в Джейхан президентскую делегацию, которую возглавил заместитель министра энергетики США Джефри-Клей Селл.
По информации турецкого телеканала НТВ, около 500 гостей охраняли более 5000 турецких полицейских. На специальных самолетах участники церемонии прибыли на военную базу НАТО Инджирлик, затем в сопровождении бронированного эскорта - в Джейхан на терминал имени Гейдара Алиева, которого называют крестным отцом проекта. Специальным рейсом из Лондона привезли огромный шатер с прозрачным покрытием, откуда участники церемонии наблюдали за загрузкой танкеров нефтью. Протяженность нефтепровода, который проходит по территории Грузии, Азербайджана и Турции - более 3000 километров. По словам турецкого политолога Фатиха Аслана, проект полностью меняет геополитическую ситуацию в регионе: «Турецкая экономика получит дополнительно около 200 миллионов долларов в год. В ближайшие годы с участием иностранных компаний в Турции построят ряд терминалов и трубопроводов. Страна превратится в важнейший энергетический транзитный узел транспортировки углеводородов в Европу. Прокладывая маршрут от Каспийского моря до Средиземноморья, Грузия, Турция и Азербайджан создают новый стратегический союз. Турция становится одним из ключевых игроков Центральной Азии, а Грузия и Азербайджан стремятся освободиться от российского влияния и укрепить энергетическую независимость от России», - говорит политолог.
Россия неоднократно подвергала сомнению целесообразность строительства трубопровода, предлагая свои ресурсы для доставки каспийской нефти на мировой рынок. С точки зрения российских властей, у Азербайджана нет достаточных запасов нефти для его заполнения - гораздо выгоднее присоединить трубу к действующему нефтепроводу в Казахстане, который пройдет далее через российскую территорию на Запад. Участвующие в строительстве концерны выбрали, однако, более дешевый, с их точки зрения, проект в обход территории России.
Уже есть договоренность о транзите по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан казахстанской нефти. С 2011 года к проекту намерена присоединиться и Туркмения. По сообщениям информагентств Азербайджана и Казахстана, казахстанскую нефть будут перегружать с танкеров в нефтепровод, а к 2010 году участники проекта рассчитывают построить подводный транскаспийский нефтепровод Мангышлак-Баку.
«Баку - Тбилиси - Джейхан - это из своего рода подобных проектов считается самым крупнейшим в мире. Конечно, речь идет о подключении казахской нефти к этой системе. Особенно после того, как Россия создала проблемы для Украины по поставкам энергоносителей, и параллельно пострадали потребители российского газа в Западной Европе и, вообще, в целом на европейском рынке, этот проект стал получать большее значение», - говорит руководитель центра исследований «Восток - Запад» Арастун Оруджлу.
В России проект Баку - Тбилиси - Джейхан излишне политизируют, считает руководитель информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов: «Главный миф как раз заключается в том, что Баку - Тбилиси - Джейхан - это некий инструмент экономического и политического давления на российское руководство со стороны стран Запада через стран-партнеров – через Азербайджан, косвенно через Грузию. И что, значит, американцы еще стремятся вовлечь в этот проект Казахстан, который является стратегическим партнером России, и тем самым прорвать фактическую монополию России в этом регионе в отношении энергетических ресурсов. В значительной степени здесь вопрос не политический, а, скажем так, экономический. Ильхам Алиев не так давно сказал, что, допустим, вариант нефтепровода Новороссийск-Баку во многом не подошел из-за того, что стоимость прокачки там составлял, по-моему, более 16 долларов за тонну, что значительно превышает уровень, соответственно, по Баку - Тбилиси - Джейхан. И, кроме того, там происходит смешивание низкокачественной российской нефти Urals с более высококачественными сортами нефти. И поэтому сторонники вот этого маршрута Баку - Тбилиси - Джейхан как раз в большей степени сейчас апеллируют экономическими аргументами. А со стороны российской элиты… да, отчасти ее представители упорно настаивают на том, что этот проект изначально носит политический характер, и как бы все экономические аргументы сбрасываются. Мне кажется, что вот это не совсем правильно, тем более что, допустим, тот же Казахстан входит в Баку - Тбилиси - Джейхан именно с позиции максимальной диверсификации маршрута транспортировки энергоносителей, и никто ведь это не рассматривает, как предательство и измену стратегическом евразийскому партнерству. А в отношении Азербайджана такие высказывания идут постоянно», –говорит руководитель информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.