В английском местечке Фарнборо проходит международный авиационный салон, традиционно считающийся самой престижной авиакосмической выставкой в мире и главным событием года в области мирового авиастроения. Авиационные выставки здесь проводятся с 1932 года.
Россия в этом году стала одним из самых заметных участников этого мероприятия. О главных событиях салона Фарнборо мы побеседовали с членом российской делегации полковником Валентином Руденко.
- В Фарнборо вызвал сенсацию российский истребитель МиГ-29 ОВТ. Многие эксперты считают его показ главным событием салона. Что это за машина?
- «МиГ-29» – это всем известно и понятно, он во всем мире летает. А «ОВТ» - это «отклоняемый вектор тяги». Эта машина, которая оснащена всеракурсным соплом, то есть это совершенно новый уровень боевых возможностей, совершенно новый уровень безопасности полетов, совершенно новое качество самолета. Я думаю, что все, кто был на Фарнборо, в этом могли убедиться даже зрительно. Самолет летит, делает вираж, останавливается на месте, потом разворачивается, хвостом вперед летит и при этом все время остается управляемым. Он выполняет «штопор» на высоте, на которой ни одна машина мира не может его выполнить.
Мы когда-то удивляли мир «коброй» Пугачева, мы удивляли когда-то мир «колоколом», который делал Анатолий Квочур, известный российский летчик. Но то, что делает МиГ-29, не имеет названия. Он может делать всё: лететь на нулевой скорости, встать на хвост и стоять и смотреть по сторонам. Он может развернуться, он может кувыркнуться в воздухе через голову, он может лететь хвостом вперед...
Да, это интересно. Конечно, истребитель существует не для того, чтобы удивлять своим пилотажем. Но в действительности это напрямую влияет на боевые возможности. Для того, чтобы пустить ракету или уйти от атаки противника, нужно очень в короткое время, буквально моментально развернуть ось оружия в сторону противника. Ни один самолет этого не может, ему обязательно нужен какой-то вираж. А этот самолет просто останавливается, поворачивает назад и стреляет по противнику. Сегодня нет в мире ни одного самолета, который был бы оснащен всеракурсным соплом с изменяемым вектором тяги.
- Роскосмос и Европейское космическое агентство объявили о том, что в качестве совместной разработки многоразового пилотируемого космического корабля будет взят за образец «Клипер», который был разработан «Энергией».
- Конкурс, как об этом на Фарнборо заявил руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, затянулся, многое изменилось. Изменилось, в том числе, и в наших отношения с Европейским космическим агентством. И поэтому было принято решение конкурс этот вообще приостановить, то есть считать недействительным. Но в свое время здесь же, на Фарнборо, было заявлено, что «Клипер» лидировал в этом конкурсе, что российская космическая корпорация «Энергия» предложила лучший проект, который в принципе отвечал всем требованиям.
Недавно состоялась встреча руководителей Роскосмоса и Европейского космического агентства, на которой было принято решение, что такой многоразовый корабль надо разрабатывать совместно. Это абсолютно логично, правильно, потому что это суперпроект, рассчитанный на будущее. И, наверное, ни Европейскому космическому агентству, ни России в одиночку это не поднять, поэтому надо как-то объединяться. Всегда, если есть возможности нескольких фирм, это проще сделать. Тем более, что этот проект еще и экономически очень затратный. Поэтому было принято такое решение. И сегодня идут переговоры о том, чтобы как-то объединить свои усилия. Не исключено, что Россия в этот совместный проект выйдет с проектом «Клипер».
- Но, видимо, на Фарнборо смотрели не только российскую технику, но и технику производства других стран. Что бы вы отметили из остального?
- Самое интересное, что когда приезжаешь в Россию, спрашивают: а что вы показывали нового? Да вроде ничего. Как будто кто-то другой что-то новое показывает. Ничего нового здесь я для себя не увидел, ни то, что представляет Англия, ни то, что представляет Франция, ни то, что представляют США. Можно считать новинкой авиасалона Аэробус-380? Наверное, можно. Но я его видел несколько месяцев назад в Берлине и еще несколько месяцев назад в Дубаи. Он действительно, может быть, показывается впервые в Великобритании, но это уже тоже не новый проект.
Но сегодня смысл не в том, чтобы показать что-то новое и летающее, а показать, что ты первый в технологиях, в системах управления вооружений, в каких-то совершенно новых подходах к построению самого самолета. Никто не может постоянно показывать новые машины, так как любая новая машина – это миллиарды долларов. И ни одна страна не может каждый день или каждый год выдавать: мол, давайте к этому салону еще и такую покажем. Нет, весь мир сегодня ориентирован на модернизацию и создание заделов, которые могли бы дать революционный скачок в развитии.