По мнению ряда независимых экспертов, Пакистан приступил к строительству нового мощного ядерного реактора для производства плутония. Если такое предположение подтвердится, это будет означать резкое расширение ядерного потенциала страны и угрозу дальнейшей ядерной эскалации в регионе, где напряженность и без того постоянно велика.
Как сообщает газета Washington Post, а также информационные агентства, спутниковые фотографии ядерного объекта в Хуршабе показывают, судя по всему, пока недостроенный реактор на тяжелой воде, способный производить достаточное количество плутония для создания от 40 до 50 ядерных бомб в год. Как считают эксперты в Вашингтоне, это примерно в 20 раз превышает нынешний ядерный потенциал Пакистана.
По мнению специалистов из вашингтонского Института науки и международной безопасности, судя по диаметру защитного кожуха нового реактора, мощность его должна быть «свыше 1000 термических мегаватт». Новый реактор для производства плутония строится рядом с другим, гораздо менее мощным.
На основании нынешнего состояния объекта специалисты пришли к заключению, что его строительство была начато в 2000 году. «Судя по оценочным темпам строительства, реактор может быть сдан эксплуатацию в ближайшие годы, - говорится в экспертном заключении института. – Ничто, однако, не свидетельствует о том, что Пакистан ведет строительство ускоренными темпами».
Специалисты считают, что такая медлительность может быть вызвана нехваткой отдельных систем, необходимых для номральной работы реактора.
«Южная Азия – на пороге гонки вооружений»
«Возможно, что Южная Азия стоит на пороге ядерной гонки вооружений, которая может привести к возрастанию арсеналов в сотни раз, – говорится далее в заключении, - или, по крайней мере, огромному расширению запасов необходимых для этого ядерных материалов… Создание подобных арсеналов не только представляет собой бессмысленную трату драгоценных ресурсов, оно увеличивает нестабильность в регионе и может без всякой нужды спровоцировать Китай ответить на это увеличением размера собственного ядерного арсенала».
Что касается Индии, главного соперника Пакистана в регионе, то она, по мнению экспертов института, вполне в курсе планов своего северного соседа и уже отреагировала на них увеличением собственного производства плутония.
Соперничество Индии и Пакистана имеет корни в статусе спорной территории Кашмир. Большинство населения там составляют мусульмане, в соответствии с решениями ООН, Кашмир должен был сам определить свою судьбу. По крайней мере дважды на протяжении истории существования независимых Индии и Пакистана, в 1947 и 1965 году, это соперничество выливалось в полномасштабные войны.
В 1998 году, в ответ на ядерные испытания в Индии, Пакистан провел собственные испытания и явочным порядком приобрел статус ядерного государства. Индия не замедлила последовать его примеру.
Пакистанский след в Бомбее
Индия обвиняет Пакистан в том, что на его территории действуют, при нейтралитете или даже пособничестве со стороны государства, радикальные группировки, организующие террористические акты не только в самой индийском части Кашмира, но и в крупнейших городах остальной части страны.
Недавняя серия взрывов в пригородных поездах в Бомбее, в результате которых погибли 200 человек, немедленно вызвала подозрение, что следы терактов ведут в Пакистан. Пакистан, со своей стороны, выразил сочувствие жертвам взрывов и категорически отмел свою причастность.
И ндийская пресса сообщила об аресте врача, которого считают одним из главных архитекторов теракта в Бомбее, члена известной радикальной пакистанской организации Лашкар-э-тайба, ставящей себе целью присоединение Кашмира к Пакистану.
Вчера министр иностранных дел Пакистана Хуршид Касури выразил надежду, что диалог между Индией и Пакистаном, замороженный в связи с бомбейскими взрывами, может быть возобновлен. Однако внимание, которое индийская пресса уделяет сообщениям о ядерных планах Пакистана, ставит эту надежду под сомнение.