Обострение ситуации в абхазской Сванетии вызвало град взаимных обвинений со стороны официальных лиц Москвы и Тбилиси. Обе стороны видят в мятеже Эмзара Квициани, бывшего уполномоченного президента Грузии в Кодорском ущелье, провокацию. В России считают ее заказчиком руководство Грузии, в Тбилиси указывают на Кремль.
До недавнего времени было принято считать, что Кодорское ущелье если не контролируется Тбилиси, то, по крайней мере, его население лояльно грузинским властям. Во время кризиса в регионе в начале 1990-х годов в Сванетии сформировались вооруженные отряды. Их возглавил Эмзар Квициани, человек, не раз заявлявший о том, что не признает ни грузинские, ни абхазские власти. Компромисс со сванским лидером удалось найти в 1998 году тогдашнему главе Грузии Эдуарду Шеварднадзе. Он назначил Квициани уполномоченным президента, а вооруженным отрядам придал официальный статус. Новые власти Грузии отряды расформировали, а Эмзар Квициани был лишен своей должности. Его заявления о неповиновении Тбилиси вызвали резко негативную реакцию у грузинской политической элиты. По некоторым данным, в Кодорское ущелье с территроии собственно Грузии выдвинулась военная колонна для подавления мятежа. Российские политологи проводят аналогии с 1992 годом, началом грузино-абхазского вооруженного противостояния.
«Нынешняя ситуация мне очень до боли напоминает предвоенную ситуацию 1992 года. Военная операция в Абхазии камуфлировалась до самого 14 августа 1992 года под антизвиадистскую операцию (акцию по разоружению сторонников бывшего президента Грузии Звиада Гамсахурдиа - РС). В Абхазии проживала грузинская община, она составляла этническое большинство на тот момент. Эта община была прозвиадистски настроена. Было несколько военных мятежей, направленных против центральной власти, против власти Шеварднадзе. Официальная версия центрального правительства Тбилиси - это стабилизация в Абхазии и взятие под контроль участка железной дороги, которую Шеварднадзе называл тогда "дорогой жизни". 14 августа 1992 года концепция поменялась, как говорят, и антизвиадистская операция превратилась в антиабхазскую. Ценой вопроса стала не просто утрата контроля над железной дорогой, но и утрата политического влияния и юрисдикции над Абхазией», - вспоминает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.
Свой рецепт разрешения кризиса предложил сегодня заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Алексей Митрофанов. Президенту Грузии Михаилу Саакашвили следует отказаться от территориальных претензий на Абхазию и Южную Осетию, иначе война закончится для Грузии плохо: «Просто Россия - слон. Она долго заряжает. От этого как бы такое ощущение, что может быть, удастся. Не удастся. Чечены вот тоже дергали, дергали, а потом раз лапой как ударил медведь. Все - Грозного нет. Так устроена эта страна. Так и здесь будет - Тбилиси не будет. Просто медведя этого раскочегарят. Медведь самолеты вышлет и разбомбит все».
Грузинские политики уверены, что в дестабилизации обстановки в Грузии заинтересована Москва. Такой вывод сделал американский журналист Лоренс Шитс, долгое время работающий в Закавказье: «Грузинские власти, наоборот, объясняют, что о Квициани очень долго ничего не было слышно. Он вдруг появился снова в Кодорском ущелье и заявил, что он больше не подчиняется грузинским властям, то есть официальному Тбилиси. Они также утверждают, что он встречался с главой миротворческих российских сил, которые находятся в Абхазии, и с различными фигурами, включая министра иностранных дел Абхазии. После этого он сделал заявление о том, что он никому не подчиняется.
Что касается его реальной силы, то грузинские журналисты, которые смогли взять у него интервью в Кодорском ущелье, сказали, что его сопровождают около 30 вооруженных человек в масках. Непонятно, кто они есть. Маски они не снимают. Грузинские власти утверждают, что этот человек сейчас подчиняется Москве, это ее выдумка».
Военное командование Абхазии заявляет о переводе вооруженных сил республики в боевую готовность. Как сообщал журналистам начальник Генштаба Абхазии Анатолий Зайцев. в Кодорском ущелье усилены разведывательные посты.