Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Ахмеда Закаева. Его обвиняют в возбуждении ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам национальности. В 2003 году российские власти уже делали запрос об экстрадиции представителя ичкерийского правительства, однако британский суд иск отклонил. О разнице европейского и российского правосудия в интервью Радио Свобода рассказала юрист центра «Демос» Ольга Шепелева.
- Каковы принципы работы европейского правосудия?
- Европейские судебные власти, как правило, отделяют правовые аргументы от политических, и в этом смысле, скажем, политическая необходимость, которая, может быть, и была у британских властей - выдать Ахмеда Закаева, для британского суда не является руководством к действию, то есть там суд будет рассматривать правовые вопросы в первую очередь. Кроме того, Британия является участником различных международных договоров, которые ограничивают возможность выдачи. В частности, она является участником Европейских конвенций, в том числе Конвенции по правам человека, она также является участником Конвенции против пыток и Международного пакта о гражданских и политических правах. Этот комплекс международных документов ограничивает государству возможности выдачи. В частности, государствам запрещается выдавать и высылать людей, которые были признаны внутри страны беженцами, или выдавать тех людей, которым было предоставлено убежище в стране. Решение вопроса о предоставлении статуса беженца или о предоставлении убежища в Великобритании относится к компетенции исполнительной власти. Если это решение было вынесено, суд не может его пересмотреть.
- На ваш взгляд, стоит рассчитывать Генеральной прокуратуре на успех в этом мероприятии и, как вы думаете, может эта миссия быть успешной в Лондоне по экстрадиции Ахмеда Закаева?
-Я думаю, что потенциально может быть успешной. Это зависит, в первую очередь, от качества процессуальных документов и материалов, которые будут представлены в судебные органы этих стран. Если прокуратура представит качественные убедительные документы, которые сторона защиты не сможет оспорить, то, я думаю, решение будет вынесено в пользу прокуратуры. Исход судебного процесса, если мы говорим о состязательном судебном процессе, - это всегда качество работы юриста и с той, и с другой стороны.
- Если я правильно понял, то в таком случае в 2003 году, когда Генпрокуратура подавала иск об экстрадиции АхмеДа Закаева, специалисты Генпрокуратуры плохо были подготовлены?
- Ну, судя по тому, что тогда печаталось в нашей российской прессе, ряд доказательств, которые представила прокуратура, были оспорены и довольно успешно в английских судах. Возможно, что на этот раз прокуратура представит такие доказательства, которые оспорить будет невозможно.