Ссылки для упрощенного доступа

Пересадка органов – проблемы и перспективы


Пересадка донорской почки в Государственном учреждении Российского научного центра хирургии имени академика Б.В. Петровского Российской Академии Медицинских Наук
Пересадка донорской почки в Государственном учреждении Российского научного центра хирургии имени академика Б.В. Петровского Российской Академии Медицинских Наук
В Москве завершилась 3-я научная конференция посвященная проблемам трансплантологии. В рамках конференции прошел и круглый стол, на котором помимо чисто медицинских вопросов обсуждались и нравственно этические и юридические вопросы, связанные с проблемами трансплантологии в России.

Пересадка донорских органов – для многих людей последний рубеж, вопрос жизни и смерти. На протяжении десятилетий врачи успешно делают подобные операции. Однако на пути медицинских достижений сегодня стоят культурные и религиозные представления о смерти, да и просто предубеждение общества. В 2003 году на телеканале "Россия" появился фильм Аркадия Мамонтова, в котором рассказывается о событиях апреля 2003 года в 20-й больнице Москвы. Тогда сотрудники правоохранительных органов задержали врачей, обвинив их в изъятии почки у пациента. Даже после того, как суды всех инстанций подтвердили невиновность врачей, в обществе прочно сохраняется страх перед пересадкой органов. В результате кампании против трансплантологов тысячи пациентов, нуждавшихся в пересадке жизненно важных и необходимых органов, так их и не дождались. По мнению профессора НИИ скорой помощи имени Склифосовского Алексея Чжао, бороться с мифами и страшилками поможет правильное, строгое соблюдение существующего закона в этой области медицины и просветительская работа:

– Самая большая проблема – это неосуществление и невыполнение закона о трансплантации органов и тканей. Нет механизмов его реализации. Хотя эти механизмы могут быть достаточно просты. За выполнение закона должны отвечать главные врачи, а их, в свою очередь обязаны контролировать департаменты здравоохранения. Если же это федеральные учреждения, то – Минздрав. Должна быть отчетность по донорству. Если говорить об экономической составляющей, требуется четко прописать программу с учетом потребностей страны в этих операциях. Кроме того, в этом финансировании необходимо учесть затраты по донорству. Следующая составляющая – требуются образовательные программы для врачей, для студентов, для выпускников институтов, для школ на разных уровнях, и эти программы должны объяснять, что такое трансплантация органов, что такое донорство, а не пугать население.

Людей с предубеждениями против трансплантологии можно разделить на две группы. Первая – это пациенты, которым требуется по медицинским показаниям пересадка того или иного органа, однако они боятся, что с донорскими почками, печенью или сердцем они не смогут полноценно существовать. Факты, приведенные заведующим кафедрой хирургической гепатологии Петербургского медицинского университета Дмитрием Грановым, доказывают, что страхи эти беспочвенны:

– Одна из наших пациенток готовится к родам второго ребенка – после трансплантации печени прошло 5 лет. Произошла полная социальная, физическая, ментальная, даже, если хотите, сексуальная адаптация.

Вторая группа, охваченная страхами, – это потенциальные доноры и их родственники. Но в России, также как и во многих других странах, существуют презумпция согласия и информированное согласие на посмертное донорство. Презумпция согласия действует, если при жизни потенциальный донор не написал отказ. Информированное согласие касается волеизъявления родственников умершего. Врачи оценивают законодательство, регулирующее взаимоотношение врачей, доноров и пациентов, как хорошее и соответствующее всем международным нормам. Большинство специалистов говорят о том, что главная проблема современной трансплантологии в России – организационно-административная. Доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Гранов уверен, что российские специалисты способны делать операции на высоком уровне:

– При правильном администрировании и организации работы в рамках действующего законодательства, с учетом адекватного финансирования, в серьезных центрах можно обеспечивать помощь на европейском уровне. Не только в качественном плане, потому что в отечественные центры в этом сегодня не уступают европейским, но и в количественном отношении. Здесь мы отстаем примерно на порядок.

В активе российской трансплантологии тысячи успешных операций. Пациенты продолжают жить с пересаженными печенью, почкой, сердцем. Специалисты говорят, что через некоторое время можно будет говорить и об успешных операциях по пересадке легкого.
XS
SM
MD
LG