Ссылки для упрощенного доступа

Александр Кынев: "На Дальнем Востоке объективные экономические проблемы толкают бизнес в руки государства"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.

Михаил Саленков: Перед визитом в Японию Владимир Путин побывал в Хабаровском крае, посетил Комсомольск-на-Амуре, где провел совещание на тему поддержки Центра судостроения и судоремонта и Амурского судостроительного завода. Об итогах и политическом значении этого визита моя коллега Евгения Назарец побеседовала со специалистом по внутренней российской политике Александром Кыневым.

Александр Кынев: Я думаю, что цели в решении проблем Дальнего Востока и отношениях с Японией - темы связанные, но достаточно разные. И в данном случае присутствует, я думаю, другое. Вообще, Дальний Восток, конечно, сегодня является, может быть, наиболее болезненной темой для руководства страны, потому что там действительно очень остры социальные и экономические проблемы. И кроме того, действительно, само население отличается очень высокой степенью независимости, развито то, что принято называть гражданским обществом. Социальная среда совсем другая, чем, так скажем, в российской глубинке, центральной полосе или на Северном Кавказе. Люди привыкли выживать самостоятельно, к власти всегда относились с большим недоверием. И конечно, то, что в результате в условиях кризиса как раз Дальний Восток показал наиболее яркий всплеск протестной активности, это закономерно. И конечно, федеральная власть этого очень боится, ситуацию мониторит.
По количеству визитов различных федеральных чиновников Дальний Восток последние месяцы, наверное, лидирует, то есть туда периодически приезжает и сам Путин, это не первый визит, и президент Медведев, и различные федеральные министры. Осенью прошлого года, под выборы Государственной Думы, именно по регионам Дальнего Востока и Сибири был вояж там целой большой делегации депутатов Государственной Думы, которые встречались с губернаторами, обещали всем все, что там будут и билеты дешевые, и что там будут всякие-разные заводы, фабрики открывать. Поэтому мы наблюдаем политику "кнута и пряника". Власть пытается предпринять все шаги, чтобы пообещать людям, что проблемы решаются, что пульс на контроле, что потерпите немножко - все будет лучше. В самом регионе, конечно, все это вызывает большой скепсис, и в этом смысле налицо такой очевидный социально-политический пиар, направленный на население.

Евгения Назарец:
Александр, среди конкретных проблем, которые обсуждал премьер-министр Путин во время своего визита на Дальний Восток, в частности, проблемы судостроительной отрасли. В данном случае предусматривается и государственная помощь, и субсидирование, и, в частности, деприватизация важных для региона и для, очевидно, всей России предприятий судостроительной отрасли, в частности Амурского судостроительного завода. Как вы полагаете, этот процесс деприватизации региональных крупных и важных предприятий, который в данном случае мы снова наблюдаем на примере Дальнего Востока, означает ли, по сути, попытку усиления государственной власти в таких регионах, которые создают потенциальные проблемы?

Александр Кынев: В данном случае просто есть объективные экономические проблемы, которые толкают бизнес в руки государства. А в результате, конечно, мы наблюдаем фактическое резкое усиление и без того не слабых органов государственной власти, резкое усиление влияния на бизнес. Поэтому, конечно, в условиях кризиса происходит фактически перекройка всей системы собственности в стране в целом и на Дальнем Востоке в частности. И это, конечно, такая региональная картинка общего кризиса, который есть в стране. Но есть некая специфика Дальнего Востока, которая просто многие проблемы усугубляет. Конечно, власть, решая экономические проблемы, она в первую очередь пытается погасить точки социального напряжения. А попутно возникает еще и побочный эффект в виде вот того, о чем мы с вами говорим, это вот усиление в целом доминирования органов власти, бюрократии. Неизбежно с этим всегда рядышком ходит коррупция. Потому что если все, по сути дела, зависит от господдержки, всегда на смычке того, кто получает, и того, кто деньги дает, всегда возникает некий зазор, в котором могут проходить коррупционные моменты. А на Дальнем Востоке, мы знаем, есть давняя, вполне своеобразная традиция в этой сфере.
XS
SM
MD
LG