Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация с памятниками из списка ЮНЕСКО в России


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие академик Алексей Клименко.

Марк Крутов: В Санкт-Петербург прибыла делегация ЮНЕСКО, чтобы проинспектировать "Охота-центр" и другие крупные градостроительные проекты последних лет. ЮНЕСКО уже давно выступает против строительства 400-метровой "газпромовской" башни, предупреждая, что ее возведение может повлечь за собой исключение Петербурга из списка объектов культурного наследия. Как обстоит дело с охраной памятников, входящих в список ЮНЕСКО, в других российских городах? Об этом я поговорил с академиком, членом президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексеем Клименко.
В списке ЮНЕСКО, в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, не так много российских архитектурных объектов. Наверное, если даже исключить природные объекты, то менее 20. Как обстоит в целом с ними дело? Все ли они, действительно, должным образом охраняются, поддерживаются в должном состоянии, или где-то не все в порядке?

Алексей Клименко: Разумеется, нет. Взять хотя бы Красную площадь, где господин Кожин, глава администрации президента, позволил себе просто в наглую снести внутренние корпуса здания средних торговых рядов, здания, созданного замечательным архитектором Романом Ивановичем Клейном. Тем самым, нанес очень серьезный ущерб этому памятнику, части ансамбля Красной площади, объекту ЮНЕСКО. Никому не пришло в голову из международной инстанции обратить на это внимание.
То, что сейчас "Донстрой" сделал на Мосфильмовской - этот огромный небоскреб - это, безусловный, ущерб ансамблю Новодевичьего монастыря, его восприятию. Новодевичий монастырь - это тоже объект ЮНЕСКО.
Казани, например, средневековую историческую Казань, уничтожили, если не на все 100, то на 98 процентов, оставив только Кремль и колоссальную мечеть. Это прямое неуважение к историческому городу, как объекту ЮНЕСКО.

Марк Крутов: Бывает ли такое, что в результате неосторожных действий властей ЮНЕСКО исключает из своего списка какие-то архитектурные объекты?

Алексей Клименко: Бывает, конечно. У нас очень любят говорить о том, что, вот, Москву исключат за варварство по отношению к историческому наследию. Но Москва никогда и не была в списках памятника ЮНЕСКО. Конечно, ЮНЕСКО как бы последняя инстанция, которая как бы охранители старины, прибегают к слабой надежде, что хоть что-нибудь будет, по крайней мере, пальчиком пошевелят, пальчикам покажут, что не надо так. Но ведь власть у нас не только абсолютно безудержна в своих антикультурных деяниях, но и просто очень плохо образована, и позволяет себе делать все, что угодно.
Тем не менее, ЮНЕСКО - это такая же бюрократическая чиновная организация, в которой немало, конечно, образованных людей. Слава богу, что хотя бы это есть, хотя бы разговоры на эту тему есть. Но надежды на некие решительные поступки такой нет совершенно. Нарушения законодательства международного, когда есть статус ЮНЕСКО, имеет абсолютно безудержный характер. Очень жаль, что это единственный международный институт, который хоть как-то, казалось, должен сдерживать эти тенденции на уничтожение культуры, культурного наследия, работает так слабо.
XS
SM
MD
LG