Ссылки для упрощенного доступа

Олимпиаду построят любой ценой


Государство намерено строже оценивать адекватность "олимпийских" смет
Государство намерено строже оценивать адекватность "олимпийских" смет

Международный олимпийский комитет (МОК), координационная комиссия которого в четверг прибыла в Сочи с инспекцией, удовлетворена ходом подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года. "У нас нет сейчас озабоченности по организации игр", — цитирует "Интерфакс" главу комиссии Жана-Клода Килли.

Действительно, власти явно нацелены на исполнение всех "олимпийских" обязательств, пусть даже и ценой экономии на других статьях расходов, отмечает в интервью Радио Свобода эксперт по экономике спорта Роберт Воскеричян.

— Какова цель визита комиссии МОК в Сочи?

— Речь идет о том, насколько работы по созданию инфраструктуры соответствуют планам, исполнение которых российские власти гарантировали Международному олимпийскому комитету. Как таковое строительство пока не начиналось — за исключением объектов, которые частично уже были готовы, таких, как аэропорт или стадион. Их предстоит полностью перестроить, но, по меньшей мере, там уже есть какая-то основа. Пока же все строительство находится на стадии проектирования, это огромный объем работ.

— Спортивные сооружения в Сочи еще не выросли, однако бюджет Олимпиады уже несколько раз пересматривался в связи с финансовым кризисом и другими обстоятельствами. Понятно ли, на какие деньги Россия будет строить олимпийские объекты?

— Это было понятно с самого начала, и ничего не менялось — за исключением некоторых цифр. Сначала был тренд на повышение, связанный с общим удорожанием стройматериалов — до кризиса, естественно. Потом он сменился периодом относительной стабильности. Сейчас есть некоторые признаки снижения сметы по целому ряду объектов. Дмитрий Козак, который отвечает в правительстве за подготовку Сочи к Олимпиаде, несколько месяцев назад объявил о том, что расходы по целому ряду инфраструктурных объектов будут сокращены примерно на 5 миллиардов рублей. Это связано и с общим снижением цен на строительные материалы, и как он сам выразился, более строгим подходом к оценке адекватности сметы. В переводе на понятный русский язык — видимо, будут работать над тем, чтобы подрядчики не особенно завышали свою маржу, попытавшись таким образом обуздать коррупцию, неизбежную при столь гигантских масштабах строительства.

— Часть бюджетной нагрузки Олимпиады несет на себе государство (как заявил сегодня Дмитрий Козак, из 206 миллиардов рублей расходов на средства налогоплательщиков придется 118 миллиардов), остальное же предлагается финансировать частным корпорациям. У некоторых из тех, кто планировал принять участие в этом процессе - скажем, у группы компаний Олега Дерипаски, - налицо большие проблемы, связанные с потерями от кризиса. Эта часть бюджета Олимпиады каким-то образом корректируется, или пока не понятно, что с ней будет?

— Есть 12 объектов, которые должны были строить частные инвесторы — не только Олег Дерипаска, но и некоторые другие известные фигуры, такие как Владимир Потанин (президент холдинга "Интеррос". — РС). Из этих 12 объектов только четыре имеют твердые гарантии их осуществления усилиями частных инвесторов. Для восьми объектов (это, прежде всего, объекты сугубо спортивного назначения, вроде дворца для керлинга, хоккейного дворца и так далее) частные инвесторы пока еще не утверждены. При всей своей зависимости от государства российский частный инвестор, то есть большой бизнес, имеет определенные ограничения — по рентабельности проекта, его окупаемости. Поэтому здесь сложно. В любом случае, на самом высоком уровне было объявлено: если не удастся решить вопрос с частными инвесторами, эти затраты государству придется брать на себя. Тот факт, что все будет построено, сомнению не подвергается.

— До Олимпиады остается еще много времени, однако пройдет оно быстро. Как бы вы охарактеризовали состояние развертывания олимпийских работ?

— Я могу полагаться только на данные, которые появляются в различных средствах массовой информации, а желательно было бы иметь более четкую информацию от организаций, которые непосредственно занимаются строительством и подготовкой к нему. Но можно сказать, что степень готовности и решимости властей осуществить этот проект по-прежнему высока. Они могут экономить на очень многих статьях бюджета - в том числе, кстати говоря, и на социальных расходах; но то, что запланировано построить к Олимпиаде, будет построено.

Мне трудно сказать, насколько отстают от графика те или иные объекты. Но они будут построены — и даже не за год до Олимпиады. А это, кстати, считается более чем нормальным. Например, китайцы построили все где-то летом 2007 года, и весь мир ахал и охал: "как быстро!" По целому ряду проектов готовность составляет два года, то есть к 2012 году большинство из них будет построено. И по финансированию нет никаких вопросов - ибо Кудрин, при всей его независимости и прижимистости по остальным вопросам, здесь никакого желания бороться и зажимать средства не демонстрирует.

— Один из недавних кандидатов на пост мэра Сочи, Борис Немцов, выдвигал идею децентрализации Олимпийских игр. Как вы ее оцениваете?

— С большим скепсисом. Борис Немцов, конечно, яркий и искрометный человек, но не все его предложения, на мой взгляд, можно воспринимать всерьез. Во-первых, есть определенные требования МОК по удаленности объектов Олимпиады. То, что от побережья до Красной поляны 30 или 40 километров, уже вызвало определенные сомнения у комиссии. А если речь идет о том, чтобы часть соревнований проводить в Сочи, в Москве, в Ханты-Мансийске... Звучит это красиво. С точки зрения политической кампании это очень грамотно, а с точки зрения профессиональной — абсолютный нонсенс.

— Я помню, что игры московской Олимпиады в 1980 году проводились в разных городах — в Киеве и в Минске играли в футбол, в Таллине была регата… Сейчас требования МОК изменились?

— Требования МОК прежние. Тем более, по зимним олимпиадам, где все может и должно быть очень компактно. Что касается московской Олимпиады — это, в общем, нормально, когда групповые соревнования проводятся в разных городах страны. А что касается регаты, то, естественно, невозможно было в дополнение к тем огромным затратам еще и вырыть огромное море в окрестностях Москвы. Было оговорено, что раз Москва — город не морской, то регата пройдет в ближайшем к Москве городе, который может ее обеспечить. В итоге выбрали Таллин. А вот когда есть возможность провести зимние соревнования, включая горнолыжные, — а это очень важно, потому что иначе зимние соревнования можно было бы провести в средней полосе России, там в феврале всегда есть снег, но необходимы горы и соответствующая инфраструктура, — в одном городе, то все должно быть в одном городе.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG