В Московском музее архитектуры открылась выставка под названием "Культурная революция – путь к социализму". Это фотографии работ периода советского авангарда.
Выставка в Музее архитектуры – это фотографии и архитектурные проекты, а также идеологическое оформление рабочих клубов и тех общественных пространств, которые символизировали "культурную революцию в стране победившего социализма". Рабочие клубы двадцатых и тридцатых годов, созданию которых идеологи и архитекторы нового общества посвятили немало усилий, были популярной формой воспитания нового человека. Слово "рабочий" не означало принадлежности к определенному классу, оно означало "деятельный" и даже "высококачественный", а слово "клуб" означало универсальный центр общения и единения людей. Клуб должен был быть местом собраний лучших людей во имя высших целей. Клубы планировались как центры, где можно было учиться и развлекаться, заниматься спортом и искусствами.
Чем закончился этот светлый порыв, истории известно. Жизнь конструктивизма и авангарда продлилась недолго: уже в начале тридцатых формальные поиски архитекторов и художников прекратились, поскольку партия приказала новый социалистический стиль создавать на классических основаниях. И появился тот стиль, который современные теоретики называют тоталитарным, или "стилем Сталин", соотносят и с фашистской архитектурой, и с европейским периодом ар-деко. Как закончился краткий золотой век русского авангарда, так и рабочие клубы были закрыты или привлекали главным образом наличием буфетов. Сегодня на свидетельства советской утопии создания нового человека можно взглянуть с горькой иронией или со светлой ностальгией, это зависит от темперамента зрителя.
Выставка в Музее архитектуры – это фотографии и архитектурные проекты, а также идеологическое оформление рабочих клубов и тех общественных пространств, которые символизировали "культурную революцию в стране победившего социализма". Рабочие клубы двадцатых и тридцатых годов, созданию которых идеологи и архитекторы нового общества посвятили немало усилий, были популярной формой воспитания нового человека. Слово "рабочий" не означало принадлежности к определенному классу, оно означало "деятельный" и даже "высококачественный", а слово "клуб" означало универсальный центр общения и единения людей. Клуб должен был быть местом собраний лучших людей во имя высших целей. Клубы планировались как центры, где можно было учиться и развлекаться, заниматься спортом и искусствами.
Чем закончился этот светлый порыв, истории известно. Жизнь конструктивизма и авангарда продлилась недолго: уже в начале тридцатых формальные поиски архитекторов и художников прекратились, поскольку партия приказала новый социалистический стиль создавать на классических основаниях. И появился тот стиль, который современные теоретики называют тоталитарным, или "стилем Сталин", соотносят и с фашистской архитектурой, и с европейским периодом ар-деко. Как закончился краткий золотой век русского авангарда, так и рабочие клубы были закрыты или привлекали главным образом наличием буфетов. Сегодня на свидетельства советской утопии создания нового человека можно взглянуть с горькой иронией или со светлой ностальгией, это зависит от темперамента зрителя.