Олега Янковского уже нет с нами, но мы еще увидим его в новых ролях. Скоро в прокат выйдут два фильма, в которых он снялся.
Олег Янковский пришел в "Ленком" в 1973 году и за все эти годы сыграл здесь всего 12 ролей. Возможно, поэтому актриса "Ленкома" Валентина Дугина, которая знает Олега Ивановича с первого дня его работы в театре, считает, что он - в первую очередь - киноактер. "Не зря его Тарковский снимал, потому что у него были потрясающие глаза, что видно в кино, а в театре не очень", - говорит актриса.
И все же… Последняя работа Янковского в "Ленкоме" - Жевакин в "Женитьбе" Гоголя - тот самый жених, отказали которому 17 невест. Характерная роль, вроде бы, совершенно не годилась для первого любовника труппы. Но перемена, происходившая с Янковским в спектакле, ошеломляла. Не было никаких гримов-париков, жестов-гримас. Приделаны кустистые брови, волосы взъерошены, костюм сшит "до выроста". Глаза все время слезятся - будто у застенчивого алкоголика. Презренного смешного Жевакина в исполнении Янковского было так жаль, что роль второго плана выдвинулась на первый. Олег Иванович продолжал играть в этом спектакле, уже зная, что тяжко болен. Знали об этом все. Понимали, что дни Янковского сочтены, но это нисколько не смягчило удара.
"Эта страшная весть меня просто убила, - говорит Олег Басилашвили. - Я знал, что Олег болен, я знал, что дни его, в общем-то, сочтены, но каждый раз надеялся на что-то". По словам Басилашвили, сочетание человеческих и гражданских качеств Янковского с его большим актерским талантом сделали его тем самым Олегом Янковским, в которого была влюблена вся страна.
"Он действительно был великим артистом, - говорит Армен Джигарханян, - и сегодня всем нам очень грустно. Мы сегодня начали репетицию с того, что молча постояли и подумали о нем. Михоэлс сказал по поводу одной смерти: "Я с этой смертью не согласен". Даже не знаю, что сказать, правду вам говорю. Я много с ним общался, давно с ним общался. Он еще только приехал в Москву - я снимался с ним в кино. Потом в театре жизнь нас свела. Мы даже были конкурентами, мы играли вдвоем одну роль в спектакле "Варвар и еретик". В театре человек очень обнажается, обнаруживается. Очень жалко, что его нет. Я видел его в работе и в театре, и в кино. Я видел, как он двигался, как он шел к роли. У меня не идет слово... Потому что все время вижу его, живо себе его представляю. Он был великий артист, вот и все, прежде всего и на всю оставшуюся жизнь нашу. Все остальное - так, гарнир".
Ректор Школы-студии Московского художественного театра Анатолий Смелянский говорит о судьбе "Ленкома": "Вот у нас называют это сейчас репертуарным театром, но это не репертуарный театр в американском смысле, это наш русский театр. И когда он живет так много лет и так успешно, конечно, наступает момент, когда начинают уходить корифеи, которыми этот театр был основан. Так было и в Художественном театре, так в любом долго существующем театре. И содрогается все тело этого театра. Конечно, это страшно представить: один за другим уход крупнейших артистов этого театра. Память светлая Олегу и, конечно, пожелание "Ленкому" выстоять и после этого удара. Именно выстоять, потому что, ну, это вот обратная сторона русской театральной системы. Когда умирает крупный артист в Америке, он умирает сам по себе, а здесь с крупным артистом уходит какая-то часть театра русского, вот этого образа русского театра".
Олега Янковского уже нет с нами, но мы еще увидим его в новых ролях. Скоро в прокат выйдет фильм Сергея Соловьева "Анна Каренина", в котором Олег Янковский сыграл Каренина. В программе "Особый взгляд" Каннского фестиваля представлена новая картина Павла Лунгина "Царь"; Олег Янковский - в роли митрополита Филиппа. В октябре фильм, возможно, выйдет на российские экраны.
Для большинства людей Олег Янковский, действительно, киноактер: Генрих Шварцкопф в фильме "Щит и меч", Джек Стэплтон в "Собаке Баскервилей", Кондратий Рылеев в "Звезде пленительного счастья", конечно, Волшебник из "Обыкновенного чуда", Андрей Горчаков в "Ностальгии" и Сергей Макаров из "Полетов во сне и наяву". Режиссер этого фильма, Роман Балаян, два года назад снова снял Олега Янковского в картине "Райские птицы". Его герой умел летать. Он был внутренне свободен, благороден, талантлив, любим. Как сам Олег Иванович.
Олег Янковский пришел в "Ленком" в 1973 году и за все эти годы сыграл здесь всего 12 ролей. Возможно, поэтому актриса "Ленкома" Валентина Дугина, которая знает Олега Ивановича с первого дня его работы в театре, считает, что он - в первую очередь - киноактер. "Не зря его Тарковский снимал, потому что у него были потрясающие глаза, что видно в кино, а в театре не очень", - говорит актриса.
И все же… Последняя работа Янковского в "Ленкоме" - Жевакин в "Женитьбе" Гоголя - тот самый жених, отказали которому 17 невест. Характерная роль, вроде бы, совершенно не годилась для первого любовника труппы. Но перемена, происходившая с Янковским в спектакле, ошеломляла. Не было никаких гримов-париков, жестов-гримас. Приделаны кустистые брови, волосы взъерошены, костюм сшит "до выроста". Глаза все время слезятся - будто у застенчивого алкоголика. Презренного смешного Жевакина в исполнении Янковского было так жаль, что роль второго плана выдвинулась на первый. Олег Иванович продолжал играть в этом спектакле, уже зная, что тяжко болен. Знали об этом все. Понимали, что дни Янковского сочтены, но это нисколько не смягчило удара.
"Эта страшная весть меня просто убила, - говорит Олег Басилашвили. - Я знал, что Олег болен, я знал, что дни его, в общем-то, сочтены, но каждый раз надеялся на что-то". По словам Басилашвили, сочетание человеческих и гражданских качеств Янковского с его большим актерским талантом сделали его тем самым Олегом Янковским, в которого была влюблена вся страна.
"Он действительно был великим артистом, - говорит Армен Джигарханян, - и сегодня всем нам очень грустно. Мы сегодня начали репетицию с того, что молча постояли и подумали о нем. Михоэлс сказал по поводу одной смерти: "Я с этой смертью не согласен". Даже не знаю, что сказать, правду вам говорю. Я много с ним общался, давно с ним общался. Он еще только приехал в Москву - я снимался с ним в кино. Потом в театре жизнь нас свела. Мы даже были конкурентами, мы играли вдвоем одну роль в спектакле "Варвар и еретик". В театре человек очень обнажается, обнаруживается. Очень жалко, что его нет. Я видел его в работе и в театре, и в кино. Я видел, как он двигался, как он шел к роли. У меня не идет слово... Потому что все время вижу его, живо себе его представляю. Он был великий артист, вот и все, прежде всего и на всю оставшуюся жизнь нашу. Все остальное - так, гарнир".
Ректор Школы-студии Московского художественного театра Анатолий Смелянский говорит о судьбе "Ленкома": "Вот у нас называют это сейчас репертуарным театром, но это не репертуарный театр в американском смысле, это наш русский театр. И когда он живет так много лет и так успешно, конечно, наступает момент, когда начинают уходить корифеи, которыми этот театр был основан. Так было и в Художественном театре, так в любом долго существующем театре. И содрогается все тело этого театра. Конечно, это страшно представить: один за другим уход крупнейших артистов этого театра. Память светлая Олегу и, конечно, пожелание "Ленкому" выстоять и после этого удара. Именно выстоять, потому что, ну, это вот обратная сторона русской театральной системы. Когда умирает крупный артист в Америке, он умирает сам по себе, а здесь с крупным артистом уходит какая-то часть театра русского, вот этого образа русского театра".
Олега Янковского уже нет с нами, но мы еще увидим его в новых ролях. Скоро в прокат выйдет фильм Сергея Соловьева "Анна Каренина", в котором Олег Янковский сыграл Каренина. В программе "Особый взгляд" Каннского фестиваля представлена новая картина Павла Лунгина "Царь"; Олег Янковский - в роли митрополита Филиппа. В октябре фильм, возможно, выйдет на российские экраны.
Для большинства людей Олег Янковский, действительно, киноактер: Генрих Шварцкопф в фильме "Щит и меч", Джек Стэплтон в "Собаке Баскервилей", Кондратий Рылеев в "Звезде пленительного счастья", конечно, Волшебник из "Обыкновенного чуда", Андрей Горчаков в "Ностальгии" и Сергей Макаров из "Полетов во сне и наяву". Режиссер этого фильма, Роман Балаян, два года назад снова снял Олега Янковского в картине "Райские птицы". Его герой умел летать. Он был внутренне свободен, благороден, талантлив, любим. Как сам Олег Иванович.